Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

один из показателей высокого уровня мышления. Для побуждения уча­ щихся к применению знаний и умений важно, как можно чаще, пользо­ ваться такими ключевыми словами: выберите, выделите, классифицируйте, измените, завершите, проиллюстрируйте, прокомментируйте, соотнесите, исследуйте, интерпретируйте, докажите, сравните и т.п. Посредством применения базовых основополагающих знаний и умений формируются сложные умения высокого уровня мышления - анализ, синтез, оценка. Методическая работа по формированию конкретных умений имеет свою специфику. 4. Методические особенности формирования основных ин лектуальных (мыслительных) умений учащихся в процессе обучения истории. 4.1 Обучение учащихся умению анализировать исторический териал. Основополагающим приемом всех мыслительных операций и спосо­ бов изучения исторического материала является анализ. На умении анали­ зировать базируется вся учебно-познавательная деятельность учеников, связанная с развитием логического и исторического мышления. Одна из важных задач учителя истории - научить школьников в раз­ ных аспектах анализировать изучаемый материал и постепенно продви­ гать учащихся от элементарного к системному анализу фактов. Подумайте, в чем выражается элементарный анализ исторического материала? Элементарно проанализировать исторический материал - это значит: вычленить главное в его содержании (в объяснении учителя, в тексте учебника, в отрывке документа, в изображении предмета и т.п.), выявить основные черты и признаки изучаемого явления. Именно на формирование этого исходного интеллектуального уме­ ния должны быть направлены задания аналитического характера в первые годы обучения истории. Умение элементарно анализировать исторический материал выраба­ тывается у младших школьников, как правило, на эмпирическом уровне, то есть через систему соответствующих упражнений. Например, учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение древнерусских воинов и ответить: Как они одеты? Чем вооружены? По­ 1Подробнее о таксономии Б.Блума и формировании мышления высокого уровня см. в кн.: Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: Про­ грамма Intel «Обучение для будущего»: Учебно-методическое пособие. М. 2006 [Под ред. Е.Н.Ястребцева: пер. с англ. Ники Кожевниковой, Дмитрия Ханина, Татьяны Крышевой] - М: Интуит.ру, 2006, - 168 с. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz