Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

При формировании умений на теоретическом уровне действуют сле­ дующие методические правила: 1. Знакомство с новым приемом работы начинается с разъяснения учителем сущности приема работы и правил ее выполнения. Возможна де­ монстрация приема учителем (образец использования приема в процессе изучения материала). 2. Первичное овладение приемом работы и неоднократное его за­ крепление в коллективной деятельности учащихся под руководством учи­ теля на текущем и последующих уроках. 3. Постепенное возрастание самостоятельности учащихся по ис­ пользованию приема учебной работы в разных ситуациях. Не следует забывать и общие дидактические правила формирования учебных умений: формирование умений должно идти постепенно: не­ оправданно введение и разъяснение одновременно двух и более сложных приемов учебной деятельности; формирование умений должно идти от простого - к сложному действию. В этой связи немаловажно обратить внимание на идеи американско­ го психолога Блума1и его таксономию2 мыслительных умений. Категории мыслительных умений рассматриваются им как умения разного уровня сложности. Предложенная Блумом иерархия умений основана на шести различных уровнях мышления: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. (Специфика каждого уровня мышления, а также действия, посредством которых реализуется соответствующее умение в деятельности учителя и учащихся, четко представлена в таблице, приведенной в Прило­ жение № 1). Большинство мыслительных процессов и умений, характер­ ных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням знания и понимания. Эти мыслительные процессы и умения, бесспорно важны, они служат фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения бо­ лее высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными, но используются в учебном процессе реже. Вместе с тем, основные умения, необходимые ученикам для успеш­ ного будущего, не ограничиваются навыками элементарной грамотности по предмету. Значительное внимание надо уделять развитию мышления высокого уровня, сотрудничеству, коммуникации учащихся в процессе обучения. Опираясь на знание, понимание учебного материала и способов работы, важно развить у ученика способность перенести усвоенный прием в новые условия, применить его в работе с принципиально новым истори­ ческим материалом или источником знаний. Способность «применить» - 1Бенжимин Блум - американский психолог, который в 1956 году разработал классифи- кацию мыслительных умений. Таксономия (от греч. Taxis - расположение, строй, порядок; nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz