Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
При формировании умений на теоретическом уровне действуют сле дующие методические правила: 1. Знакомство с новым приемом работы начинается с разъяснения учителем сущности приема работы и правил ее выполнения. Возможна де монстрация приема учителем (образец использования приема в процессе изучения материала). 2. Первичное овладение приемом работы и неоднократное его за крепление в коллективной деятельности учащихся под руководством учи теля на текущем и последующих уроках. 3. Постепенное возрастание самостоятельности учащихся по ис пользованию приема учебной работы в разных ситуациях. Не следует забывать и общие дидактические правила формирования учебных умений: формирование умений должно идти постепенно: не оправданно введение и разъяснение одновременно двух и более сложных приемов учебной деятельности; формирование умений должно идти от простого - к сложному действию. В этой связи немаловажно обратить внимание на идеи американско го психолога Блума1и его таксономию2 мыслительных умений. Категории мыслительных умений рассматриваются им как умения разного уровня сложности. Предложенная Блумом иерархия умений основана на шести различных уровнях мышления: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. (Специфика каждого уровня мышления, а также действия, посредством которых реализуется соответствующее умение в деятельности учителя и учащихся, четко представлена в таблице, приведенной в Прило жение № 1). Большинство мыслительных процессов и умений, характер ных для учебной деятельности в школе, соответствуют уровням знания и понимания. Эти мыслительные процессы и умения, бесспорно важны, они служат фундаментом, на котором строятся все мыслительные умения бо лее высокого порядка. С каждым последующим уровнем мыслительные умения становятся более сложными, но используются в учебном процессе реже. Вместе с тем, основные умения, необходимые ученикам для успеш ного будущего, не ограничиваются навыками элементарной грамотности по предмету. Значительное внимание надо уделять развитию мышления высокого уровня, сотрудничеству, коммуникации учащихся в процессе обучения. Опираясь на знание, понимание учебного материала и способов работы, важно развить у ученика способность перенести усвоенный прием в новые условия, применить его в работе с принципиально новым истори ческим материалом или источником знаний. Способность «применить» - 1Бенжимин Блум - американский психолог, который в 1956 году разработал классифи- кацию мыслительных умений. Таксономия (от греч. Taxis - расположение, строй, порядок; nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz