Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Формирование базисных ключевых компетенций происходит в про­ цессе осмысления и оперативного применения полученных знаний. Толь­ ко, владея соответствующими умениями и способами действий с истори­ ческим материалом, ученик может свободно оперировать знаниями. 3. Уровни и общие правила формирования учебно-познаватель умений. Формирование умений может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне '. Каждый из них имеет границы применения. Зная их, учитель сам определяет наиболее предпочтительный подход к форми­ рованию умения. В чем же заключаются существенные отличительные черты назван­ ных уровней или подходов к формированию умений? На эмпирическом уровне умение вырабатывается в результате многочисленных упражнений без предварительного специального разъяснения приемов работы и правил действия. Это, так называемый, путь проб и ошибок, когда учащиеся вы­ полняют предложенные виды работ или задания как могут, как умеют. За­ тем в ходе проверки их действия корректируются, ошибки исправляются, даются некоторые рекомендации на будущее, постепенно происходит осо­ знание смысла и порядка действия, умение закрепляется. Это довольно длительный путь формирования умений, но без него не обойтись в реаль- е ном учебном процессе, поскольку многие мыслительные операции, кото­ рые совершают ученики на уроке, сложны по своей структуре и объясне­ ние правил мышления оказывается неоправданным в силу возрастных по­ знавательных возможностей учеников. В определенных ситуациях появляется необходимость формирова­ ния учебно-познавательных умений не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне. Теоретический уровень предполагает специальное предварительное разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и последую­ щее осознанное применение учениками полученных знаний о способах де­ ятельности в самостоятельной практической работе. Специальное разъяснение мыслительных операций и способов дей­ ствий целесообразно тогда, когда необходимое учебное действие оказыва­ ется достаточно сложным, но его важно применить для усвоения содержа­ ния материала. Без предварительного разъяснения соответствующих пра­ вил или логики действий ученики не справятся с работой. К примеру, это потребуется, когда ученики впервые обращаются к анализу альтернатив исторического развития или критическому анализу исторического источ­ ника. 1 Пунский В.О. Азбука учебного труда. Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опьгга. - М.: Просвещение, 1988. - С. 6-13. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz