Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Формирование базисных ключевых компетенций происходит в про цессе осмысления и оперативного применения полученных знаний. Толь ко, владея соответствующими умениями и способами действий с истори ческим материалом, ученик может свободно оперировать знаниями. 3. Уровни и общие правила формирования учебно-познаватель умений. Формирование умений может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровне '. Каждый из них имеет границы применения. Зная их, учитель сам определяет наиболее предпочтительный подход к форми рованию умения. В чем же заключаются существенные отличительные черты назван ных уровней или подходов к формированию умений? На эмпирическом уровне умение вырабатывается в результате многочисленных упражнений без предварительного специального разъяснения приемов работы и правил действия. Это, так называемый, путь проб и ошибок, когда учащиеся вы полняют предложенные виды работ или задания как могут, как умеют. За тем в ходе проверки их действия корректируются, ошибки исправляются, даются некоторые рекомендации на будущее, постепенно происходит осо знание смысла и порядка действия, умение закрепляется. Это довольно длительный путь формирования умений, но без него не обойтись в реаль- е ном учебном процессе, поскольку многие мыслительные операции, кото рые совершают ученики на уроке, сложны по своей структуре и объясне ние правил мышления оказывается неоправданным в силу возрастных по знавательных возможностей учеников. В определенных ситуациях появляется необходимость формирова ния учебно-познавательных умений не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне. Теоретический уровень предполагает специальное предварительное разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и последую щее осознанное применение учениками полученных знаний о способах де ятельности в самостоятельной практической работе. Специальное разъяснение мыслительных операций и способов дей ствий целесообразно тогда, когда необходимое учебное действие оказыва ется достаточно сложным, но его важно применить для усвоения содержа ния материала. Без предварительного разъяснения соответствующих пра вил или логики действий ученики не справятся с работой. К примеру, это потребуется, когда ученики впервые обращаются к анализу альтернатив исторического развития или критическому анализу исторического источ ника. 1 Пунский В.О. Азбука учебного труда. Кн. для учителя: Обобщение передового пед. опьгга. - М.: Просвещение, 1988. - С. 6-13. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz