Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Информационно­ коммуникативная (инфор­ мационно-технологическая) компетенция - владение умениями и навы­ ками работы с источниками исторической информации; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ меж- культурного взаимодействия в школе и социальном окру­ жении. Ценностно­ мировоззренческая компе­ тенция - представление о разных си­ стемах социальных норм и ценностей; способность определить и обосновать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым пробле­ мам российской истории и современности. Социально-адаптивная (гражданственная) компе­ тенция - позитивные установки и навыки общения в поликуль- турном обществе, основан­ ные на знании исторических корней и традиций различ­ ных национальных общно­ стей и социальных групп. Умения: - работать с учебником истории; - работать с историческим документом как источни­ ком знаний; - проводить поиск необходимой информации в од­ ном или нескольких источниках (материальных, тек­ стовых, изобразительных, электронных и др.); - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; - составлять план, тезисы, конспекты изученных ис­ точников; - владеть различными приемами изложения истори­ ческого материала; - представлять результаты своей деятельности в раз­ личных формах: доклад, сообщение, реферат, эссе, презентация и т.п.; - вести диалог с учителем и одноклассниками, при­ нимать участие в дискуссии. Умения, формирующие опыт оценочной деятельно­ сти на основе осмысления событий и явлений про­ шлого, культурных достижений народов мира их ду­ ховных ценностей, жизни, деяний личностей и наро­ дов в истории своей страны и человечества в целом: - приводить оценки исторических событий и лично­ стей, изложенные в учебной и научно-популярной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) свое от­ ношение и оценку наиболее значимых событий и личностей истории, достижений отечественной и мировой культуры; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод че­ ловека. Умения, основанные на осмыслении социально­ нравственного опыта предшествующих поколений: - объяснять исторически сложившиеся нормы соци­ ального поведения; - применять знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и вне­ школьной жизни как основу диалога в поликультур- ной среде; - сознательно выстраивать свое поведение в опреде­ ленной социальной ситуации; - способность к определению своей позиции и ответ­ ственному поведению в современном обществе; - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz