Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

* умения локализовать исторические факты в пространстве (кар­ тографические умения) * умения работать с историческим документом как источником знаний. Основные интеллектуальные (общелогические) умения школьников по истории: * умение анализировать и обобщать факты * умение выявлять и объяснять причинно-следственные связи * умение сравнивать события и явления, выявлять общее и разли­ чия * умение формулировать и аргументировать выводы * умение оценивать факты * умение высказывать и обосновывать собственную позицию * умение использовать приемы критического мышления и т.п. В указанных группах умения сформулированы обобщено. Надо по­ нимать, что каждое умение представляет собой сложное действие, состоя­ щее из ряда последовательных операций, шагов. Поскольку умения являются важной составляющей ключевых ком­ петенций школьников, важно определить, в состав какой компетенции входят те или иные умения. Соотношение умений и ключевых образова­ тельных компетенций по истории представлено в ниже следующей табли- с це. Умения и ключевые образовательные компетенции. Ключевые образователь­ ные компетенции Умения, входящие в состав ключевой компетен­ ции. Историко-познавательная (когнитивная) компетенция - владение элементами исто­ рического познания и анализа явлений прошлого в их связи с современностью. Умения: - локализовать исторические факты во времени и в пространстве; - различать факт (событие) и его описание (факт ис­ точника, факт историка); - соотносить единичные исторические факты и об­ щие явления; - выявлять характерные, существенные признаки ис­ торических событий и явлений; - анализировать и обобщать факты; - выявлять и объяснять причинно-следственные свя­ зи исторических событий; - раскрывать смысл, значение важнейших историче­ ских понятий; - сравнивать события и явления, выявлять общее и особенное; - применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz