Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

ятельности диалектична. На базе определенных навыков развиваются ши­ рокие и сложные умения. В процессе формирования умений отдельные его операции могут перерастать в навык, то есть могут быть доведены до ав­ томатизма. Например, на основе навыка беглого чтения формируются раз­ личные умения работы с книгой, а в процессе формирования умений ра­ боты со справочной литературой могут развиться навыки работы со слова­ рем и т.д. Таким образом, навыки и умения формируются в единстве и только на базе глубоких и прочных знаний. 2. Классификация основных умений учащихся по истории. У ния и ключевые образовательные компетенции. Какие умения должны быть выработаны в процессе обучения исто­ рии? В Госстандарте и примерной образовательной программе по истории они приведены сводным перечнем в разделе «Требования к уровню подго­ товки выпускников». Для практической деятельности учителя по форми­ рованию умений важна их систематизация по определенным группам. В общей дидактике предлагаются различные основания для класси­ фикации умений и навыков: - по значимости умений и навыков для подготовки школьников к са­ мостоятельной работе; - по структурным элементам учебной деятельности: учебно­ организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные (Бабанский Ю.К.) - по способу действий : организационные, практические, интеллекту­ альные (Лернер ИЛ.) В методике преподавания истории принято условное деление учеб­ но-познавательных умений школьников на три основные группы: об­ щеучебные, специфические и интеллектуальные. К общеучебным (общепредметным, метапредметным) умениям от­ носятся; * умения работать с учебником, исторической литературой, само­ стоятельно пользоваться различными источниками знаний * умения владеть различными приемами изложения историческо­ го материала * умения составлять план, тезисы, конспекты, подготовить до­ клад, сообщение, реферат на основе различных источников и литерату­ ры * коммуникативные умения (умение вести диалог с учителем и одноклассниками, принимать участие в совместной дискуссии). К специфическим (предметным) умениям относятся: * умение локализовать исторические факты во времени (хроноло­ гические умения) 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz