Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

процесс овладения знаниями, если он осуществляется осознанно, если он результативен. Как известно, знания —преходящи, а приобретенные умения остают­ ся с человеком на всю жизнь. В условиях современного информационного общества школа не может вооружить выпускников знаниями на всю жизнь. Приобретенные учениками в период школьного обучения умения и навыки составляют ценнейший опыт интеллектуальной и познавательной деятельности, необходимый для их дальнейшего самообразования и твор­ ческой самореализации личности. В этом отношении уместно привести высказывание М. Булгакова: о том, что «...ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в буду­ щем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам». Воспитательную значимость работы по формированию умений школьников метко подчеркнул В.А. Сухомлинский: «Неумение учиться порождает нежелание, а нежелание - лень». Формирование умений и навыков основано на деятельностном под­ ходе в обучении истории и требует такого планирования и организации учебного процесса, в котором главное место отводится в максимальной степени активной и разносторонней познавательной деятельности школь­ ников. Поскольку речь идет о формировании умений и навыков важно уточнить сущность этих понятий. В чем, к примеру, различия между навы­ ками работы с исторической картой и умением читать историческую кар­ ту? Почему мы пользуемся разными терминами, говоря о навыках работы с книгой и умении выделять главное в содержании прочитанного текста? Познакомьтесь с предложенными определениями интересующих нас дидактических понятий: и установите, что между ними есть общего и в чем состоят различия? Навык —это действие, выполняемое с высокой долей автоматизма и безразличное к специфике изучаемых вопросов, к особенностям источни­ ков. Умение - это подготовленность ученика к сознательным и точным действиям (учебным и практическим) и способность ученика последова­ тельно применять всю совокупность этих действий в новой учебной си­ туации.' Умения и навыки - это определенные учебные и интеллектуальные действия ученика. В отличие от навыка умение всегда выражается в слож­ ном и осознанном действии. Взаимосвязь умений и навыков в учебной де- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений,- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003, С. 379, 383. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz