Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

7. Усова А.В., Бобров АА. Формирование у учащихся учебных уме­ ний. - М., 1987. 8. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, №1, С.34-40. 9. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №9, С. 10-20. 1. Роль умений и навыков в обучении истории. Формирование умений и навыков школьников является важнейшей проблемой преподавания истории, так как ни одну современную дидакти­ ческую идею - идею развивающего, деятельностного, компетентностного подхода в обучении невозможно реализовать без обучения учащихся при­ емам самостоятельной учебной и познавательной деятельности, приемам познания. Проще говоря, школьника надо научить учиться. Дидактическая значимость формирования учебных умений много­ гранна. Прежде всего, овладение учебными умениями и навыками способ­ ствует повышению качества и оперативному применению знаний. Это обусловлено психологическими особенностями восприятия учебного исто­ рического материала. Усвоение учебного материала успешнее всего про­ ходит в процессе активной познавательной деятельности. Зная основные приемы и способы деятельности с историческим материалом, учащиеся могут глубже проникнуть в содержание изучаемых вопросов, более созна­ тельно и прочно их усвоить. Владение учебными умениями позволяет учащимся свободно пользоваться полученными знаниями, применять их для самостоятельного изучения нового исторического материала. Формирование учебно-познавательных и, в первую очередь, интел­ лектуальных умений на уроках истории стимулирует развитие историче­ ского мышления и познавательных возможностей учащихся, так как фор­ мирование данных умений предполагает овладение основными мысли­ тельными операциями: анализ, обобщение, сравнение и др. Вооружение учащихся необходимыми учебно-познавательными умениями позволяет значительно повысить активность учащихся на уроке. Чем свободнее ученики владеют приемами и способами учебной деятель­ ности, тем активнее они участвуют в учебном процессе. При этом, свобод­ ное владение умениями и навыками способствует снижению учебной пере­ грузки учащихся. Наблюдения показывают, что ученики чаще устают на уроке не от того, что много работают, а от того, что работают неумело, не­ рационально. Овладение умениями и навыками усиливает познавательный интерес учащихся и мотивацию к изучению истории. Человеку интересно то, что он умеет хорошо делать, в чем видит результат своего труда. Нередко ин­ терес у школьников вызывает не только изучаемый материала, но и сам 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz