Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

разъяснять ученикам сразу при первом их упоминании. Поэтому важным методическим условием введения социологических понятий в содержание урока является адаптация взятого за основу определения понятия воз­ расту учеников. Например, в 5 классе не оправдано использование полного научного определения понятия «государство». В школьных учебниках ли­ бо отсутствуют, либо предлагаются разные толкования этого понятия. К примеру, в учебнике Уколовой В.И. «История Древнего мира» находим та­ кое определение: «Страну, имеющую единую систему власти, единые за­ коны, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами называют государством». Кацва JL, Юрганов А. в учебнике по истории России: VIII - XV вв. определяют понятие так: «государство - это власть, защищающая общественные интересы. Оно регулирует отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу». В других школьных учебниках встречаются иные трактовки этого понятия. Не во всех случаях они являются полными, точными, оптимальными. Учителю нередко при­ ходится самому выстраивать определения, доступные учащимся. 3. После первоначально введения и разъяснения общего значен термина эти понятия наполняются конкретным фактическим содержанием и смыслом на протяжении всего изучения истории. Процесс формирования социологических понятий, начинающийся в рамках школьного обучения истории, логически завершается в курсе «Обществознание». В завершении темы хотелось бы особо подчеркнуть, что работа над понятиями важна не только для формирования полноценных исторических знаний и развития исторического мышления школьников. Она способству­ ет развитию культуры речи, коммуникативных способностей, расширяет словарный запас и общий кругозор учеников. Весьма интересной и поучи­ тельной может быть сама история слов, история происхождения терминов, этимология понятий и выражений. Знакомясь с этимологией слова, чело­ век попутно получает дополнительные сведения о прошлом. Везде, где это возможно и уместно, ребят нужно знакомить с происхождением слов и по­ нятий и побуждать их к поиску такой исторической информации. Например, откуда взялось слово «бюрократия», «бюрократы», «бю­ рократизм»? Оказывается, французское слово «бюро» первоначально озна­ чало «плотную ткань из верблюжьей шерсти». Этой тканью во Франции в старину покрывали письменные столы в канцелярии. Постепенно стол, по­ крытый плотной тканью, стали называть также. Затем подобное название получило учреждение, где стоят письменные столы, и сотрудники такого учреждения, заседающие вокруг покрытого скатертью стола. Постепенно и у нас на Руси государственных чиновников, управляющих из кабинетов, стали называть бюрократами. Каждое слово имеет свою историю. Как интересно «окунуться» в ис­ торию слов! 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz