Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
- это крестьянин, находящийся в крепостной зависимости). Поэтому школьников надо учить правильно и точно определять понятия. На первых порах ребя там можно предлагать высказывать свои версии определений изучаемых понятий, из предложенных выбирать лучшие. На основе такого опыта школьникам проще понять и усвоить смысл этой логической операции: определить понятие — значит, выявить признаки, входящие в его содер жание. В дальнейшем по необходимости и по усмотрению учителя школь никам можно объяснить логику действий при определении понятий и дать алгоритм определения понятия. Опираясь на опыт учителя-методиста В.О. Пунского, представим предложенный им алгоритм действий. При определении понятия нужно осуществить три основных опера ции: 1. Проанализировать изученные факты и найти известное об щее понятие, с которым связано определяемое явление (подвести их под известное общее понятие). 2. Установить отличительные (видовые) признаки определяемо го явления. 3. Составить из этих элементов формулировку определения.1 Вполне очевидно, что для успешного выполнения такой самостоя тельной работы необходимо наличие опорных фактических и понятийных знаний, проявление таких качеств мышления как самостоятельность, гиб кость, оперативность. Именно эти качества исторических знаний и мыш ления учащихся развиваются посредством подобных заданий. Прочное усвоение частно-исторических и общеисторических поня тий необходимо для осознанного восприятия социологических понятий - понятий высшей степени обобщения. В работе над социологическими понятиями можно и нужно учиты вать все выше изложенные методические условия. Однако их формирова ние имеет и некоторые особенности. 1. Социологические понятия особенно сложны для усвоения учащимися. Так как являются широкими и абстрактными (цивилизация, государство, культура, религия, эксплуатация и т.п.). 2. Социологическими понятиями, несмотря на их сложность, приходится оперировать не только в старших классах. Напротив, большин ство этих понятий впервые вводится на ранних этапах изучения истории, в 5-7 классах, когда ученики еще не способны усвоить их полные научные определения. Например, при изучении истории древнего мира и средних веков не обойтись без употребления таких терминов, как: государство, ци вилизация, классы, культура и т.п. Причем, значение терминов нужно 1Пунский В.О. Азбука учебного труда. Книга для учителя: обобщение передового педа гогического опыта. - М.: Просвещение, 1988, С.49. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz