Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

- это крестьянин, находящийся в крепостной зависимости). Поэтому школьников надо учить правильно и точно определять понятия. На первых порах ребя­ там можно предлагать высказывать свои версии определений изучаемых понятий, из предложенных выбирать лучшие. На основе такого опыта школьникам проще понять и усвоить смысл этой логической операции: определить понятие — значит, выявить признаки, входящие в его содер­ жание. В дальнейшем по необходимости и по усмотрению учителя школь­ никам можно объяснить логику действий при определении понятий и дать алгоритм определения понятия. Опираясь на опыт учителя-методиста В.О. Пунского, представим предложенный им алгоритм действий. При определении понятия нужно осуществить три основных опера­ ции: 1. Проанализировать изученные факты и найти известное об­ щее понятие, с которым связано определяемое явление (подвести их под известное общее понятие). 2. Установить отличительные (видовые) признаки определяемо­ го явления. 3. Составить из этих элементов формулировку определения.1 Вполне очевидно, что для успешного выполнения такой самостоя­ тельной работы необходимо наличие опорных фактических и понятийных знаний, проявление таких качеств мышления как самостоятельность, гиб­ кость, оперативность. Именно эти качества исторических знаний и мыш­ ления учащихся развиваются посредством подобных заданий. Прочное усвоение частно-исторических и общеисторических поня­ тий необходимо для осознанного восприятия социологических понятий - понятий высшей степени обобщения. В работе над социологическими понятиями можно и нужно учиты­ вать все выше изложенные методические условия. Однако их формирова­ ние имеет и некоторые особенности. 1. Социологические понятия особенно сложны для усвоения учащимися. Так как являются широкими и абстрактными (цивилизация, государство, культура, религия, эксплуатация и т.п.). 2. Социологическими понятиями, несмотря на их сложность, приходится оперировать не только в старших классах. Напротив, большин­ ство этих понятий впервые вводится на ранних этапах изучения истории, в 5-7 классах, когда ученики еще не способны усвоить их полные научные определения. Например, при изучении истории древнего мира и средних веков не обойтись без употребления таких терминов, как: государство, ци­ вилизация, классы, культура и т.п. Причем, значение терминов нужно 1Пунский В.О. Азбука учебного труда. Книга для учителя: обобщение передового педа­ гогического опыта. - М.: Просвещение, 1988, С.49. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz