Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
Налог - пошлина Цехи - гильдии Мануфактура - ремесленная мастерская Кадеты - октябристы Большевики - меньшевики и т.п. 4. Применительно к указанным терминам подберите противоположные значению понятия: демократия продразверстка революция товарное хозяйство атака мобилизация реформатор депортация и др. Для конкретизации общеисторических понятий могут быть исполь зованы образные, игровые задания. Такие задания создают «живой» исто рический образ, ситуацию исторической эмпатии - «вживания» в изучае мую эпоху, помогают посмотреть на явление «изнутри». Приведем пример задания для учащихся 6 класса. «Представь, что ты вчера еще вольный пахарь, а ныне - человек, попавший в кабалу к князю Всеславу. Обстоятельства жизни заставили тебя обратиться к всесильному князю за купой (ссудой зерном, скотом, орудиями труда). Получив ее, ты лишился своей свободы. Расскажи, какие обстоятельства заставили тебя обратиться к князю? Объясни, на каких условиях ты получил ссуду? Опиши чувства человека, потерявшего одну из самых дорогих ценностей жизни — свободу». Проверить понятийные знания в игровой ситуации можно с помо щью кроссвордов и ребусов. Чаще всего они используются на этапе закреп ления изученного материала или на повторительно-обобщающих уроках. Составление кроссвордов и ребусов может быть предложено ученикам в качестве творческого домашнего задания. В процессе формирования понятий важно побуждать учащихся к самостоятельному определению понятий. Умение самостоятельно объяс нять и определять несложные исторические понятия - одно из требований к уровню подготовки учащихся в основной школе. Наблюдения показывают, что при самостоятельном определении по нятий ученики нередко допускают типичные ошибки: дают неполное, слишком узкое определение или напротив, очень широкое, обтекаемое определение, в котором трудно выделить признаки понятия. Иногда опре деление превращается в «порочный круг», когда понятие определяется че рез само себя (культура - это культурные достижения людей; крепостной крестьянин 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz