Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Такие ситуации создаются на этапе выдвижения цели и задач урока, при постановке главного вопроса урока, в процессе изучения нового мате­ риала, в ходе его закрепления, по существу, на каждом этапе урока. Приведем образцы вопросов и заданий, связанных с усвоением, по­ вторением, закреплением, проверкой и применением понятийных знаний учащихся. Подчеркивая особую значимость смыслового усвоения понятий, нельзя упускать из виду более «приземленную», но не менее важную учеб­ ную задачу: добиться правильного написания и употребления в речи уча­ щимися понятий и терминов. С этой целью в учебный оборот следует вво­ дить такие упражнения: - Вставьте пропущенные буквы и объясните смысл понятия: (а...тономия, м...нархия, ф...р...он, сув...р...нитет и др.). Прочному закреплению в памяти учеников основных терминов и их определений способствуют: - задания- тесты с выбором правильных ответов - тесты на соотношение терминов и их определений - понятийные диктанты - задания типа: «Завершить предложенные определения понятий», «Дописать начатые предложения». Учащимся младшего и среднего школьного возраста могут быть предложены задания по составлению связных предложений или рассказов с ключевыми словами. Примеры: «Составьте предложения со словами: дворяне, помещики, зависимые крестьяне, барщина, оброк». «Составьте рассказ со словами: народное собрание, Совет 500, граждане, первый стратег, афинская демократия, Перикл». Выполняя такие задания, ученики не только вспоминают сущность терминов, но и устанавливают логические и исторические связи между ними, что способствует системному усвоению знаний. Решению общих дидактических задач и подкреплению познаватель­ ного интереса к истории способствуют задания с игровыми элементами: 1. Объясните ошибки, допущенные при объяснении следующих понятий: «Се­ натом называлось то место, где заседали сенаторы»; «Мануфактура - это объединение ряда владельцев мастерских для извлечения большей прибыли». 2. Выберите то значение, в котором эти слова употреблялись в изучаемую эпоху (древний мир, средние века и т.п.): цех - а) производственное подразделение промышленного предприятия; б) объединение ремесленников одной специальности. шедевр - а) образцовое изделие для экзамена на звание мастера; б) гениальное произведение искусства. педагог - а) школьный учитель; б) раб, сопровождающий детей в школу. 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz