Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
организован труд? Как оплачивался труд? На каком производстве была более высокая производительность труда? Почему? Показателем полноценного знания и осознанного усвоения понятия станет умение оперировать понятийным знанием при анализе нового ис торического материала, когда оно применяется как инструмент познания нового исторического материала, когда во вновь изучаемых фактах учени ки узнают аналогичные явления, применяют известные им понятия и кате гории для объяснения новых фактов. Итак, мы проследили логику индуктивного способа формирования понятий. Этот метод соответствует психологическим особенностям вос приятия теоретического материала учащимися младшего и среднего школьного возраста, которым свойственно наглядно-образное мышление. Вместе с тем не во всех учебных ситуациях можно применить индуктив ный метод. В содержании курсов истории 5-7 классов нередко встречаются сложные по составу, системообразующие понятия, которые обобщают в себе обилие взаимосвязанных фактов («феодализм», «капитализм», «рево люция» и т.п.). При первичном обращении к таким понятиям сразу создать целостную картину обобщенных в них сложных явлений не представляет ся возможным. В этих случаях необходим дедуктивный способ введения понятия. Он требует достаточно развитого абстрактного мышления и в большей мере соответствует познавательным возможностям учащихся старшего школьного возраста. Однако, в ряде случаев, как уже отметили, без данного метода не обойтись и в среднем звене. Дедуктивный метод формирования теоретических знаний хорошо известен в общей дидактике. Он основан на логическом способе мышления от общего к частному. При изучении исторических понятий дедуктивный метод предполагает введение первоначально самого термина - понятия и его определения, обстоятельную обобщенную характеристику основных признаков, а затем (как правило, на последующих уроках темы) рассмот рение и выявление данных признаков на конкретном историческом мате риале. Завершается работа обобщением изученного материала и вторич ным, целостным осмыслением понятия во взаимосвязи всех его признаков. Это происходит на уроках обобщающего типа. Учитель выбирает методический способ введения понятия исходя из возраста учеников, их исторической подготовки, содержания изучаемого материала, сложности понятия. При любом методическом варианте следует учитывать психологиче ские факторы усвоения понятий школьниками. Психологи утверждают, что для первоначального усвоения понятия на уроке его нужно повторить минимум пять раз! При этом имеется в виду не простое многократное упо требление термина, а создание разнообразных учебно-познавательных си туаций, побуждающих учащихся к осмыслению понятия с разных сторон. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz