Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
фактуре, как новом типе производственного предприятия: об условиях возникновения, способах образования и видах мануфактур (рассеянная, централизованная),ее размерах, о том, кто владел и кто работал на новых предприятиях, об особенностях трудовых отношений и организации труда. Это достигается использованием разнообразных средств обучения, вклю чая наглядность. Следующим звеном в осмыслении понятия станет вычленение суще ственных признаков нового явления. Это ничто иное, как анализ изложен ных фактов, разделение целого на части и определение существенных от личительных признаков изучаемого явления. Так, работая с понятием «ма нуфактура», на основе созданных образных представлений об этом типе предприятий в беседе с учащимися могут быть вычленены такие отличи тельные признаки мануфактурного производства как: крупное промыш ленное предприятие, принадлежащее частному владельцу, ручное произ водство, использование труда наемных рабочих, разделение труда, оплата наемного труда рабочих. После вычленения существенных признаков важным логическим звеном явится обобщение проведенной работы и определение нового по нятия. В нашем примере может быть сформулировано следующее опреде ление: «мануфактура - это крупное капиталистическое промышленное предприятие, на котором использовался ручной труд наемных рабочих, и существовало разделение труда». На этом этапе работа может быть прове дена при активном участии школьников в обсуждении и выборе более точ ного определения понятия. Определениям исторических понятий следует уделять особое внимание, не только потому, что это важнейшая логическая операция, но и потому, что в определениях заключаются и обобщаются самые главные признаки понятия и дается ответ на вопрос: «Что это та кое?». Если ребята употребляют слово и не могут дать ответ на этот во прос, то можно усомниться в осознанности полученных знаний. Нужно по стоянно проверять знание и понимание учащимися определений основных понятий. Терминологический словарь должен быть важным компонентом школьного учебника истории. За объяснением исторических терминов и понятий учеников следует обращать и к дополнительной справочной лите ратуре. Запоминанием определения понятия работа над его осмыслением не завершается. Подлинное осознание изучаемого происходит лишь в процес се самостоятельной мыслительной деятельности каждого учащегося. По этому важным этапом формирования понятийного знания являются упражнения по использованию понятия на текущем и последующих уро ках. Примером такого задания-упражнения при формировании понятия «мануфактура» может быть сравнение мануфактуры с ремесленной ма стерской по общему плану: Каковы размеры предприятия? Кто владел? Кто работал? Какой труд (ручной или машинный) использовался? Как был 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz