Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

фактуре, как новом типе производственного предприятия: об условиях возникновения, способах образования и видах мануфактур (рассеянная, централизованная),ее размерах, о том, кто владел и кто работал на новых предприятиях, об особенностях трудовых отношений и организации труда. Это достигается использованием разнообразных средств обучения, вклю­ чая наглядность. Следующим звеном в осмыслении понятия станет вычленение суще­ ственных признаков нового явления. Это ничто иное, как анализ изложен­ ных фактов, разделение целого на части и определение существенных от­ личительных признаков изучаемого явления. Так, работая с понятием «ма­ нуфактура», на основе созданных образных представлений об этом типе предприятий в беседе с учащимися могут быть вычленены такие отличи­ тельные признаки мануфактурного производства как: крупное промыш­ ленное предприятие, принадлежащее частному владельцу, ручное произ­ водство, использование труда наемных рабочих, разделение труда, оплата наемного труда рабочих. После вычленения существенных признаков важным логическим звеном явится обобщение проведенной работы и определение нового по­ нятия. В нашем примере может быть сформулировано следующее опреде­ ление: «мануфактура - это крупное капиталистическое промышленное предприятие, на котором использовался ручной труд наемных рабочих, и существовало разделение труда». На этом этапе работа может быть прове­ дена при активном участии школьников в обсуждении и выборе более точ­ ного определения понятия. Определениям исторических понятий следует уделять особое внимание, не только потому, что это важнейшая логическая операция, но и потому, что в определениях заключаются и обобщаются самые главные признаки понятия и дается ответ на вопрос: «Что это та­ кое?». Если ребята употребляют слово и не могут дать ответ на этот во­ прос, то можно усомниться в осознанности полученных знаний. Нужно по­ стоянно проверять знание и понимание учащимися определений основных понятий. Терминологический словарь должен быть важным компонентом школьного учебника истории. За объяснением исторических терминов и понятий учеников следует обращать и к дополнительной справочной лите­ ратуре. Запоминанием определения понятия работа над его осмыслением не завершается. Подлинное осознание изучаемого происходит лишь в процес­ се самостоятельной мыслительной деятельности каждого учащегося. По­ этому важным этапом формирования понятийного знания являются упражнения по использованию понятия на текущем и последующих уро­ ках. Примером такого задания-упражнения при формировании понятия «мануфактура» может быть сравнение мануфактуры с ремесленной ма­ стерской по общему плану: Каковы размеры предприятия? Кто владел? Кто работал? Какой труд (ручной или машинный) использовался? Как был 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz