Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
полное определение понятия «афинская демократия» как формы государ ственного устройства, при которой все граждане могли принимать участие в управлении обществом. На этом же уроке важно установить историче ские связи понятия «демократия» с другими изученными понятиями, от ражающими формы правления в древности - «монархия по типу «восточ ной деспотии», «аристократия», «тирания», установить отличительные черты афинской демократии. Таким образом, знания и представления уче ников вокруг понятия «демократия» будут обобщены и систематизирова ны. Формируемое понятийное знание, может и должно быть закреплено в процессе выполнения учащимися логических учебных заданий. Это может быть сделано путем сравнения формы правления в Афинах и Древнем Египте. В дальнейшем работу по углублению и применению этого понятия можно продолжить при изучении раздела «Древний Рим». На уроке «Установление республики в Риме» раскрывается связь понятия «демокра тия» с новым термином «республика», выявляются различия между фор мами правления в Древних Афинах и Древнем Риме, выясняется, почему Афины называли демократической, а Рим аристократической республикой. Усвоение указанных вопросов потребует от учащихся активного примене ния полученных понятийных знаний. Над понятием «демократия» работа будет продолжаться и в последующие годы при изучении курсов новой и новейшей истории. Итак, усвоение общеисторических понятий требует продуманной си стемной работы. При работе со сквозными общеисторическими понятия ми важно просматривать всю перспективу его формирования. Вместе с тем, нужно особо подчеркнуть, что основа понятийного знания закладыва ется в момент его первоначального введения. От качества первоначально го усвоения понятия будет зависеть дальнейшее восприятие связанного с ним исторического материала. В этой связи особо остановимся на методических вариантах перво начального введения общеисторических понятий. Общеисторическое понятие может быть введено и раскрыто индук тивным или дедуктивным способом. Индуктивный метод формирования исторических понятий подроб но описал известный ученый методист середины XX века А.А.Вагин.1Со гласно его рекомендациям, при индуктивном способе первым исходным моментом формирования понятия является создание целостной картины исторического явления, в которой отобраны и отражены все существен ные признаки данного явления. Например, при формировании понятия «мануфактура» («мануфактурное производство») первоначально необхо димо помочь учащимся составить полное образное представление о ману 1 Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968, С.350-355. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz