Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

полное определение понятия «афинская демократия» как формы государ­ ственного устройства, при которой все граждане могли принимать участие в управлении обществом. На этом же уроке важно установить историче­ ские связи понятия «демократия» с другими изученными понятиями, от­ ражающими формы правления в древности - «монархия по типу «восточ­ ной деспотии», «аристократия», «тирания», установить отличительные черты афинской демократии. Таким образом, знания и представления уче­ ников вокруг понятия «демократия» будут обобщены и систематизирова­ ны. Формируемое понятийное знание, может и должно быть закреплено в процессе выполнения учащимися логических учебных заданий. Это может быть сделано путем сравнения формы правления в Афинах и Древнем Египте. В дальнейшем работу по углублению и применению этого понятия можно продолжить при изучении раздела «Древний Рим». На уроке «Установление республики в Риме» раскрывается связь понятия «демокра­ тия» с новым термином «республика», выявляются различия между фор­ мами правления в Древних Афинах и Древнем Риме, выясняется, почему Афины называли демократической, а Рим аристократической республикой. Усвоение указанных вопросов потребует от учащихся активного примене­ ния полученных понятийных знаний. Над понятием «демократия» работа будет продолжаться и в последующие годы при изучении курсов новой и новейшей истории. Итак, усвоение общеисторических понятий требует продуманной си­ стемной работы. При работе со сквозными общеисторическими понятия­ ми важно просматривать всю перспективу его формирования. Вместе с тем, нужно особо подчеркнуть, что основа понятийного знания закладыва­ ется в момент его первоначального введения. От качества первоначально­ го усвоения понятия будет зависеть дальнейшее восприятие связанного с ним исторического материала. В этой связи особо остановимся на методических вариантах перво­ начального введения общеисторических понятий. Общеисторическое понятие может быть введено и раскрыто индук­ тивным или дедуктивным способом. Индуктивный метод формирования исторических понятий подроб­ но описал известный ученый методист середины XX века А.А.Вагин.1Со­ гласно его рекомендациям, при индуктивном способе первым исходным моментом формирования понятия является создание целостной картины исторического явления, в которой отобраны и отражены все существен­ ные признаки данного явления. Например, при формировании понятия «мануфактура» («мануфактурное производство») первоначально необхо­ димо помочь учащимся составить полное образное представление о ману­ 1 Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968, С.350-355. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz