Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
историческими понятиями должна быть последовательной и целенаправ ленной. Педагогический рпыт свидетельствует, что для целенаправленного формирования общеисторических понятий учителю необходимо опреде лить: • место первоначального введения понятия в курсе истории, то есть, при изучении какой темы урока впервые употребляется новое поня тие. Для этого при составлении тематического планирования следует вы делять новые понятия урочных тем; • с какой глубиной, на основе каких знаний и фактов будет рас крыто новое понятие в момент его введения; • как в этот момент будет сформулировано определение поня тия; • какие новые признаки понятия и где именно будут раскрыты при последующем изучении материала; • какие и где нужно раскрыть связи нового понятия с другими понятиями курса; • каким новым конкретно-историческим содержанием должно «наполниться» введенное понятие в ходе последующей работы; • где будет осуществляться обобщение знаний учащихся о дан ном понятии; • на каких уроках и при изучении, какого материала можно обу чать школьников применению полученного понятийного знания.1 В указанных позициях, по существу, отражены этапы работы над общеисторическими понятиями. Перечень вопросов свидетельствует, что для их решения учителю надо хорошо представлять главное содержание школьных курсов истории и видеть перспективу их изучения. Проиллюстрируем системный подход к формированию общеистори ческих понятий на примере понятия «демократия». К этому понятию уче ники впервые обращаются в курсе «История Древнего мира». Первона чально оно вводится в связи с реформами Солона. На этом уроке раскры вается смысл термина «демократия» в переводе с древнегреческого - «народовластие» и на фактах иллюстрируются отдельные признаки наро довластия, появившиеся в результате победы демоса в борьбе с аристокра тами. По истечении нескольких уроков изучается тема «Афинская демо кратия при Перикле». Здесь понятие наполнится новым содержанием, по скольку речь пойдет о расцвете демократии в Афинском полисе. Пяти классники получат относительно целостное представление о системе управления в Афинах в V в. до н.э., о народном собрании и его роли в Афинском государстве. На основе изученных фактов будет дано уже более Клокова Г.В. Основные методические условия формирования понятий. // Преподава ние истории в школе, 1984, №3, С. 37-44. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz