Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

2. Методические пути и средства формирования различных гру понятий. Методические способы формирования понятий различны. Они зави­ сят от возраста учащихся, сложности и характера самих понятий. Многое зависит от того, к какой группе относится изучаемое понятие. Методика формирования каждой из выше названной группы понятий наряду с общи­ ми чертами имеет свою специфику. Наиболее доступны восприятию учеников частно-исторические по­ нятия. Они вызывают меньше затруднений при изучении, так как связаны с конкретными фактами. Работа над этими понятиями, как правило, не требует много времени. Они раскрываются в ходе урока при изучении определенного вопроса темы (например, такие понятия как, каста, фараон, стрельцы и т.п.). Иногда это происходит в рамках целого урока (допустим, понятия - патриции, плебеи, двоевластие и т.п.). Частно-исторические понятия, чаще всего, формируются путем обычного рассказа, описания или объяснения явления, отраженного в дан­ ном понятии, с последующим введением термина и по необходимости его определения. Например, при введении понятия «огораживания» учитель объясня­ ет, как и почему в Англии в XV веке стали сгонять крестьян с земли, как изменилось феодальное поместье, почему в нем большую часть стали за­ нимать пастбища для овец, каковы были способы сгона крестьян с земли и социально-экономические последствия этого явления. Обобщая сказанное, он формулирует вывод, что это новое явление в хозяйственной жизни средневековой Англии - насильственный сгон крестьян с земли - получил название «огораживание». Частно-исторические понятия составляют значительную часть со­ держания школьных курсов истории. Работа над ними имеет место, прак­ тически, на каждом уроке истории. Их формирование происходит в нераз­ рывной связи с созданием исторических представлений об изучаемых фак­ тах и только на их основе. Опора на исторические представления является важным психолого-педагогическим условием усвоения и других групп по­ нятий. При формировании общеисторических понятий возникает больше сложностей, так как в них обобщается значительное количество фактов и отражаются сходные черты однородных, аналогичных явлений (кре­ постное право, мануфактурное производство, промышленный переворот, колонизация, монополия и др.). Эти понятия являются «сквозными» в содержании соответствующих учебных тем и разделов курсов отечественной и всеобщей истории. К этим понятиям приходится обращаться неоднократно при изучении школьных курсов всеобщей и отечественной истории и полное их усвое­ ние происходит в течение ряда взаимосвязанных уроков. Работа над обще­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz