Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

исторической науки. Ребят надо научить говорить на языке исторической науки, пользоваться исторической терминологией. О значении понятий и терминов немало сказано великими людьми. «Понимайте значение слов - и мир будет избавлен от множества ошибок. Понять значение слова - значит, найти истину». (Г. Лейбниц). «Замешательство или неспособность усвоить или выучить возника­ ет после того, как человек встретил слово, которому он не нашел опреде­ ления и которое не понял» (Л.Рон Хаббарт). С усвоением понятий связано осмысление и осознание изучаемого исторического материала, а именно: - усвоение понятий поднимает знания учащихся на более высокую логическую ступень познания сущности исторических явлений; - работа над понятиями помогает глубже разобраться в фактах, так как подводит к пониманию исторических связей между ними; - свободное владение системой основных понятий - важный фактор и показатель развития исторического мышления школьников. Учителю надо отчетливо представлять круг стержневых понятий каждого школьного курса истории. Для этого следует внимательно изучить и проанализировать содержание образовательных программ и требования образовательного стандарта к уровню подготовки учащихся. Вычленить ключевые понятия курса истории помогают и школьные учебники, в кото­ рых содержится словарь основных терминов с их определениями. Отбору и формированию понятий в школьных курсах истории помо­ гают их классификации. В методической литературе достаточно полно из­ ложены научные взгляды на классификации исторических понятий.1 Ис­ торические понятия группируют по разным основаниям. Для школьного обучения истории важное практическое значение имеют классификации понятий по содержанию исторического материала и по степени обоб­ щенности в них исторической действительности. По содержанию исторического материала выделяют понятия: эко­ номические, социально-политические, историко-культурные, идеологиче­ ские и т.д. По степени обобщенности в понятиях исторической действитель­ ности вычленяют три группы понятий: частно-исторические, общеистори­ ческие и социологические. Вспомните их отличительные черты. Любая группировка понятий условна и относительна. Тем не менее, в учебном процессе выделение сходных групп понятий способствует вы­ бору оптимальных способов изучения и усвоения их учащимися. Андреевская Н.В. Очерки методики истории. V- VII классы. -М.: Учпедгиз, 1958; Ва­ гин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968; Вагин А.А. Методика обучения истории в школе.- М.: Просвещение, 1972; Методика преподавания истории в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. // С.А.Ежова, А.В.Дружкова и др. - М.: Просвещение, 1986. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz