Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
исторической науки. Ребят надо научить говорить на языке исторической науки, пользоваться исторической терминологией. О значении понятий и терминов немало сказано великими людьми. «Понимайте значение слов - и мир будет избавлен от множества ошибок. Понять значение слова - значит, найти истину». (Г. Лейбниц). «Замешательство или неспособность усвоить или выучить возника ет после того, как человек встретил слово, которому он не нашел опреде ления и которое не понял» (Л.Рон Хаббарт). С усвоением понятий связано осмысление и осознание изучаемого исторического материала, а именно: - усвоение понятий поднимает знания учащихся на более высокую логическую ступень познания сущности исторических явлений; - работа над понятиями помогает глубже разобраться в фактах, так как подводит к пониманию исторических связей между ними; - свободное владение системой основных понятий - важный фактор и показатель развития исторического мышления школьников. Учителю надо отчетливо представлять круг стержневых понятий каждого школьного курса истории. Для этого следует внимательно изучить и проанализировать содержание образовательных программ и требования образовательного стандарта к уровню подготовки учащихся. Вычленить ключевые понятия курса истории помогают и школьные учебники, в кото рых содержится словарь основных терминов с их определениями. Отбору и формированию понятий в школьных курсах истории помо гают их классификации. В методической литературе достаточно полно из ложены научные взгляды на классификации исторических понятий.1 Ис торические понятия группируют по разным основаниям. Для школьного обучения истории важное практическое значение имеют классификации понятий по содержанию исторического материала и по степени обоб щенности в них исторической действительности. По содержанию исторического материала выделяют понятия: эко номические, социально-политические, историко-культурные, идеологиче ские и т.д. По степени обобщенности в понятиях исторической действитель ности вычленяют три группы понятий: частно-исторические, общеистори ческие и социологические. Вспомните их отличительные черты. Любая группировка понятий условна и относительна. Тем не менее, в учебном процессе выделение сходных групп понятий способствует вы бору оптимальных способов изучения и усвоения их учащимися. Андреевская Н.В. Очерки методики истории. V- VII классы. -М.: Учпедгиз, 1958; Ва гин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968; Вагин А.А. Методика обучения истории в школе.- М.: Просвещение, 1972; Методика преподавания истории в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. // С.А.Ежова, А.В.Дружкова и др. - М.: Просвещение, 1986. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz