Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Лекция 4 Методика формирования исторических понятий Ключевые слова : исторические понятия; классификация историче­ ских понятий; индуктивный и дедуктивный путь формирования понятий. Основные вопросы. 1. Место и роль понятий в обучении истории. Классификации ис­ торических понятий. 2. Методические пути и средства формирования различных групп понятий. Основная литература. 1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968, С.341-365. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподава­ ния истории в школе.- М.: ВЛАДОС, 2003. 3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2002. Дополнительная литература. 1. Клокова Г.В. Основные методические условия формирования понятий. // Преподавание истории в школе, 1984, № 3, С. 37-44. 2. Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов исто­ рии в 5-9 классах,- М., 1989. 3. Лупоядов. В.Н. Исторические термины и понятия на уроках и до­ ма. Подготовка к единому государственному экзамену. - Брянск, 2004. 4. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. - М., 1998. 1. Место и роль понятий в обучении истории. Классификации исторических понятий. Для того чтобы определить роль понятий в изучении истории, надо хорошо представлять, что такое «понятие» как единица исторического знания. В дидактическом смысле исторические понятия - это обобщенные, осознанные, систематизированные знания учащихся о связях, отношениях и существенных признаках изучаемых явлений. В понятиях отражается сущность многих взаимосвязанных явлений и фактов. Поэтому неслучайно понятия называют стержнем историче­ ских знаний. Понятия находят выражение в терминах и их определениях (понятие - термин + определение). Неслучайно поэтому понятия называют языком 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz