Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

1147 Г. ... 1238 Г. ( первое упоминание в летописи о Москве и ее разрушение монголо-татарами); 1223 Г. ... 1380 г. ( битва на р. Калке и Куликовская битва): 1882 г. ... 1891- 1907г ( создание Тройственного Союза и создание Антанты). Задание: Расставьте соответствующие знаки и аргументируйте свои решения. Не менее интересно и полезно составление с учащимися историче­ ских формул: « дата + место = событие». В них содержится одно «неиз­ вестное», которое следует определить по указанным в формуле данным. Вот некоторые примеры: 1907 г. + X (место) = съезд русских князей X (год) + д. Лесная = сражение, названное Петром I: «Матерь Пол­ тавской баталии». Все эти задания являются занимательной исторической математикой. Итак, хронология является важным специфическим компонентом ис­ торических знаний. Работа с ней предполагает не простое заучивание дат, а использование их как необходимого инструмента для рассмотрения хода истории, развития событий в определенном историческом времени. Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Проведите количественный и качественный анализ системы вопросов и заданий для учащихся, содержащихся в базовом учебнике всеобщей истории и истории России для основной школы (выбор учебника осуществите по собственному усмотрению). Определите: а) процентное соотношение учебно-познавательных заданий, связанных с хро­ нологическими знаниями и умениями учащихся, с общей системой вопросов и заданий, содержащихся в учебнике; б) целевую направленность хронологических заданий: формированию каких знаний и умений они способствуют; какую по характеру учебно-познавательную дея­ тельность школьников позволяют организовать (воспроизводящую, репродуктивную, творческо-поисковую); в) соотнесите систему заданий с требованиями Госстандарта и образовательной программы соответствующего школьного курса к хронологическим знаниям и умениям школьников. По результатам проведенного анализа сформулируйте все возможные дидакти­ ческие выводы. Задание 2. Осуществите выбор учебной темы курса всеобщей или российской истории, со­ держащей значительный хронологический материал. Составьте не менее пяти учебно-познавательных заданий, направленных на за­ крепление и совершенствование хронологических знаний и умений учащихся по вы­ бранной теме. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz