Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
1147 Г. ... 1238 Г. ( первое упоминание в летописи о Москве и ее разрушение монголо-татарами); 1223 Г. ... 1380 г. ( битва на р. Калке и Куликовская битва): 1882 г. ... 1891- 1907г ( создание Тройственного Союза и создание Антанты). Задание: Расставьте соответствующие знаки и аргументируйте свои решения. Не менее интересно и полезно составление с учащимися историче ских формул: « дата + место = событие». В них содержится одно «неиз вестное», которое следует определить по указанным в формуле данным. Вот некоторые примеры: 1907 г. + X (место) = съезд русских князей X (год) + д. Лесная = сражение, названное Петром I: «Матерь Пол тавской баталии». Все эти задания являются занимательной исторической математикой. Итак, хронология является важным специфическим компонентом ис торических знаний. Работа с ней предполагает не простое заучивание дат, а использование их как необходимого инструмента для рассмотрения хода истории, развития событий в определенном историческом времени. Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Проведите количественный и качественный анализ системы вопросов и заданий для учащихся, содержащихся в базовом учебнике всеобщей истории и истории России для основной школы (выбор учебника осуществите по собственному усмотрению). Определите: а) процентное соотношение учебно-познавательных заданий, связанных с хро нологическими знаниями и умениями учащихся, с общей системой вопросов и заданий, содержащихся в учебнике; б) целевую направленность хронологических заданий: формированию каких знаний и умений они способствуют; какую по характеру учебно-познавательную дея тельность школьников позволяют организовать (воспроизводящую, репродуктивную, творческо-поисковую); в) соотнесите систему заданий с требованиями Госстандарта и образовательной программы соответствующего школьного курса к хронологическим знаниям и умениям школьников. По результатам проведенного анализа сформулируйте все возможные дидакти ческие выводы. Задание 2. Осуществите выбор учебной темы курса всеобщей или российской истории, со держащей значительный хронологический материал. Составьте не менее пяти учебно-познавательных заданий, направленных на за крепление и совершенствование хронологических знаний и умений учащихся по вы бранной теме. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz