Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

связи с остальными. Задача —определить лишнюю дату и объяснить связь между оставшимися тремя. Примеры хронологических комплексов: 1498, 1445, 1492,1519. 1223, 1380, 1480, 1497. 1497, 1550, 1649, 1654. Игра 5. Имена и даты. На доске в одном столбике выписаны имена исторических деятелей, а во втором - даты, связанные с их деятельностью. Надо найти соответ­ ствующие пары. Игра 6. «Хронологическое лото». На игровом поле «раскиданы» даты исторических событий. С помо­ щью комплекта карточек, на которых указаны события, надо закрыть соот­ ветствующие даты. 1380 1945 1242 1564 1812 0 Особое место в ряду интеллектуальных игр с датами занимают хро­ нологические уравнения. Они напоминают сложные арифметические при­ меры, в которых вместо цифр используются события истории. Решение та­ ких примеров в игровой форме восстанавливает в памяти учеников даты важных исторических событий. Составление уравнений может быть ча­ стью домашнего задания по изученной теме, разделу или курсу истории в Целом. Например: Найдите значение выражения, составленного из истори­ ческих дат: ( Издан Судебник Ивана 3 + отмена опричнины + заключен Ништадтский мир + М.С.Горбачев избран Президентом СССР + 120): 5 = X. Какое событие отечественной истории произошло в год X? К полученной дате прибавь число 2. Какое событие произошло в этом году? Важное дидактическое значение имеют хронологические уравнения со знаками: равенства (аналогии), противоположности, следствия. Они помогают не только вспомнить даты, но и соотнести их с другими событи­ ями, выявить связи и отношения между ними, проявить гибкость мышле­ ния. Задания могут быть сформулированы так: « Определи, как связаны между собой события, скрытые за датами? Расставь знаки (равенства, противоположности или следствия) и объясни свой выбор». К примеру, ученикам предлагается соотнести следующие даты: 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz