Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

и культуры. Такие таблицы редко составляются на уроках, так как требуют сбора нужной информации не только из базового содержания школьных курсов всеобщей и отечественной истории. Составление такой таблицы может служить прекрасным заданием для индивидуальной работы уча­ щихся с дополнительной справочной литературой. Работа с такими табли­ цами обеспечивает не только запоминание, но и понимание исторического материала. Нетрадиционной по форме является хронологическая таблица в виде логического ряда.1 Она важна для смыслового изучения исторической хро­ нологии: в ней нет точного указания дат, но между событиями установле­ ны логические связи. Такие таблицы состоят из трех граф: Событие «раньше» Изучаемое событие Событие «после» Битва на Калке. Поражение русских войск. Процесс объедине­ ния русских земель. Рост Московского княжества. Поход хана Батьи и разорение русских земель. Куликовская битва Образование Золотой Ор­ ды. Разрушение Москвы ханом Тахтамышем. Разгром Тах- тамыша Тамерланом. Рас­ пад Золотой Орды. С помощью таких таблиц - логических рядов, события также вос­ принимаются и осмысливаются во времени. Таким образом, хронологические таблицы —важное средство изуче­ ния хронологии и формирования сложных хронологических умений уча­ щихся. Следует особо подчеркнуть, что умение составить хронологиче­ скую таблицу является одним из требований Госстандарта к предметной подготовке учащихся по истории. Мы уже назвали и привели примеры несколько типов хронологиче­ ских таблиц. Обучение учащихся их составлению начинается с более про­ стых видов. К ним относятся сводные хронологические таблицы, состоя­ щие из двух граф: Дата Событие Такая таблица помогает в отборе наиболее важных, существенных фактов. В ней можно увидеть их последовательность, проследить развитие 1 См. подробнее: Карцов В.Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII - X классах. - М., 1955, С.67-68. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2 ч,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -4.1, С. 212. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz