Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ Крикун Е.Л., доцент кафедры истории Мурманского государственного педагогического университета, к.п. н. Вряд ли стоит долго доказывать, как важно сегодня достичь полного государственно-общественного управления школой. Общественное управле ние делает школу открытой, позволяет чутко прислушиваться к потребно стям общества, его требованию к школе, корректировать в связи с этим обра зовательный процесс. Однако десятилетия сфера образования в нашей стране была закрытой системой, влияние общественности на нее фактически не допускалось, что определялось самой сущностью тоталитарного государства, полностью кон тролировавшего все сферы жизни общества. Все важнейшие управленческие решения, определяющие жизнь и деятельность школы, принимал ее дирек тор и вышестоящие органы государственного управления. Советская управленческая традиция не исключала деятельность колле гиальных органов самоуправления педагогических работников, учеников и родительской общественности. Это выражалось, главным образом, в соз дании и деятельности таких органов самоуправления, как педагогический совет, родительский комитет, предметные методические объединения учите лей, различные ученические организации. Вместе с тем, функции этих орга нов были весьма ограничены, а родительская, деловая и культурная общест венность не обладала управленческими полномочиями. В современных условиях, когда в стране чрезвычайно динамично и быстро, по историческим меркам, идет становление рыночной экономики, гражданского сознания и общественной активности в самых разных сферах жизни, сохранение в системе образования советских управленческих тради ций чревато явными негативными последствиями: постепенным отчуждени ем общества от школы. Неслучайно в связи с перестроечными процессами с начала 90-х годов прошлого века в нашей стране все чаще обсуждается вопрос о государствен но-общественном характере управления в образовании и активно ведутся со ответствующие разработки на законодательном уровне, экспериментально апробируются различные формы общественного управления в школьных об разовательных учреждениях. Особенно активно и быстро развивается система школьных советов, ко торые строятся с учетом культурной и национальной специфики нашей стра ны и отдельных ее регионов. При всем многообразии форм школьных советов («педагогические», «управляющие», «попечительские» и т.п.) их объединяют два определяющих признака. Во-первых, в них входят представители общест венности - от сотрудников (учителей) школы, родителей учеников, местных ГЛАВА /. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz