Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ Крикун Е.Л., доцент кафедры истории Мурманского государственного педагогического университета, к.п. н. Вряд ли стоит долго доказывать, как важно сегодня достичь полного государственно-общественного управления школой. Общественное управле­ ние делает школу открытой, позволяет чутко прислушиваться к потребно­ стям общества, его требованию к школе, корректировать в связи с этим обра­ зовательный процесс. Однако десятилетия сфера образования в нашей стране была закрытой системой, влияние общественности на нее фактически не допускалось, что определялось самой сущностью тоталитарного государства, полностью кон­ тролировавшего все сферы жизни общества. Все важнейшие управленческие решения, определяющие жизнь и деятельность школы, принимал ее дирек­ тор и вышестоящие органы государственного управления. Советская управленческая традиция не исключала деятельность колле­ гиальных органов самоуправления педагогических работников, учеников и родительской общественности. Это выражалось, главным образом, в соз­ дании и деятельности таких органов самоуправления, как педагогический совет, родительский комитет, предметные методические объединения учите­ лей, различные ученические организации. Вместе с тем, функции этих орга­ нов были весьма ограничены, а родительская, деловая и культурная общест­ венность не обладала управленческими полномочиями. В современных условиях, когда в стране чрезвычайно динамично и быстро, по историческим меркам, идет становление рыночной экономики, гражданского сознания и общественной активности в самых разных сферах жизни, сохранение в системе образования советских управленческих тради­ ций чревато явными негативными последствиями: постепенным отчуждени­ ем общества от школы. Неслучайно в связи с перестроечными процессами с начала 90-х годов прошлого века в нашей стране все чаще обсуждается вопрос о государствен­ но-общественном характере управления в образовании и активно ведутся со­ ответствующие разработки на законодательном уровне, экспериментально апробируются различные формы общественного управления в школьных об­ разовательных учреждениях. Особенно активно и быстро развивается система школьных советов, ко­ торые строятся с учетом культурной и национальной специфики нашей стра­ ны и отдельных ее регионов. При всем многообразии форм школьных советов («педагогические», «управляющие», «попечительские» и т.п.) их объединяют два определяющих признака. Во-первых, в них входят представители общест­ венности - от сотрудников (учителей) школы, родителей учеников, местных ГЛАВА /. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz