Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.

сообществ, самих учащихся. Во-вторых, школьные советы вправе принимать решения о деятельности школы, т.е. имеют управленческие полномочия. Именно это позволяет говорить о том, что они стали институтом участия об­ щественности в управлении школой. Они представляют собой общественную составляющую в управлении наряду с привычной административно­ государственной. Следовательно, кардинальные изменения претерпевает ин­ ститут школы. Административная ее модель постепенно трансформируется в школе гражданского общества - в «гражданскую школу». Обобщая опыт российских школ по созданию органов самоуправления, хотелось бы остановиться на характеристике моделей Управляющих и Попе­ чительских советов в общеобразовательных школах, а также инновационной деятельности школьных педагогических советов. На сегодняшний день это наиболее распространенные формы вовлечения широкой общественности в управление образовательным процессом. Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный ор­ ган самоуправления педагогических работников. Он проводится для рас­ смотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом со­ вете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где больше трех учителей. В постоянный состав педсовета входят директор школы (председа­ тель), его заместители, все учителя, воспитатели, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председа­ тель общешкольного родительского комитета. В расширенный состав педа­ гогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены общешкольного и классного родительского ко­ митетов, представители детских общественных организаций, родители, школьники. Главные цели и задачи педагогического совета: объединить усилия кол­ лектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, исполь­ зование в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Основные виды деятельности педагогического совета: - обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; - организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, распространению передо­ вого опыта; - решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объ­ единений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свиде­ тельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащих­ ся, о поощрениях и взысканиях и т.п.; ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz