Крикун, Е. Л. С любовью к родному краю : (рецензия на учебное пособие для учащихся 1-2 классов «Край, который я люблю» А. Н. Кохичко) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 128-129.

128 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. КРИКУН С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ (рецензия на учебное пособие для учащихся 1-2 классов «Край, который я люблю») О сенью 2006 года вышло в свет новое учебное пособие для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учре­ ждений Мурманской области «Край, который я люблю» в двух частях. Его автор-составитель - за­ ведующий кафедрой русского языка, литературы и методики их преподавания, доцент Андрей Нико­ лаевич Кохичко. Издание пособия не прошло неза­ меченным в педагогической среде, и книга была благодарно принята учителями начальных классов. Мой профессиональный интерес к этому изда­ нию обусловлен единством цели, к достижению ко­ торой разными путями идут разработчики регио­ нального компонента содержания государственного стандарта общего образования. Краеведение, в ка­ ком бы ракурсе мы ни обращались к его познанию, всегда является краелюбием, оно дает возможность на близком учащимся материале пробудить чувства гражданственности и сопричастности к судьбе большой и малой родины. Создавая учебное пособие, автор преследовал вполне определенную дидактическую цель и решал методические задачи, связанные с включением ре­ гионального компонента в содержание образова­ тельной области «Язык и литературное чтение» на ступени начальной школы. Но вместе с тем в посо­ бии удачно реализованы межпредметные связи с ис­ торическим краеведением и найдены оптимальные, на мой взгляд, приемы приобщения младших школьников к истории Кольского края средствами словесности. Именно на этих моментах мне хоте­ лось бы особо остановиться. Во введении ко второй части пособия автор обращает внимание второклассников на то, что «у каждого слова, как и у человека, своя история». Эта мысль развивается и раскрывается в системе зада­ ний, позволяющих подвести учащихся через исто­ рию слова к истории родного края. Структурный анализ содержания заданий второй части пособия показал, что около 18 % учебного текста содержит историческую информацию. Примечательно, что ряд познавательных заданий основан на доступных для младших школьников фрагментах ранее издан­ ного учебного пособия В.В. Дранишникова «Исто­ рия родного края». Выполняя грамматические и лингвистические упражнения на основе исторических текстов, млад­ шие школьники узнают о происхождении древнего названия нашего края - «Лапландия» (с. 5), приоб­ щаются к вопросу об исторических источниках, по­ лучают первичные сведения об удивительной науке археологии и вещественных памятниках как цен­ нейших источниках знаний о далеком прошлом на­ шего края (с. 65). Узнают ученики и об образе жиз­ ни и занятиях древних жителей Кольского полуост­ рова, о загадочных сооружениях - лабиринтах, со­ хранившихся до наших дней (с. 65,80). Канву исторических представлений учащихся о происхождении другого названия нашего края - «Мурман» - расширяют задания, предлагаемые по стихотворению Н. Добычиной «В нашем городе морском» и фрагментам из трудов И.Ф.Ушакова. Например, на с. 55-56: - Прочитай отрывок из стихотворения Н. Добычиной «В нашем городе морском»: Самый теплый здесь залив. Самый северный мотив. Как заученный романс, Старики твердят «Мурманск», Молодежь - наоборот Город Мурманском зовет. Норманны... Мурмане... Наши северяне! - Почему северян называли «норманне», «мурмане»? - Знаешь ли ты историю происхождения слова «Мурманск»? - Выпиши слова, обозначающие предметы. На с. 56: Прочитай: «Слово «Мурман» выводи­ ли из саамского языка, но по-разному. Одни перево­ дили «Мур» - море, «Ма» - земля; другие - «край лесов и озер»; третьи - «край земли»; четвертые - «лес идет». Все это неверно. В старину русские лю­ ди называли «Мурманами» норманнов - норвежцев. Водное пространство именовали Мурманским мо­ рем, а северное побережье Кольского полуострова - Мурманским берегом. Позднее «Мурманом» стали называть весь Кольский край» ( по И.Ф. Ушакову). - Что нового ты узнал о слове «Мурманск»? - Что ты можешь рассказать о названии своего населенного пункта? - Знаешь ли ты его историю? Расскажи. В этих задания очевиден исторический кон­ текст. Более того, ребята могут понять некоторые сложности толкования историко-географических на­ званий. Познавательная ценность подобных заданий заключается не только в их исторической состав­ ляющей, но и в том, что юные северяне знакомятся с именами краеведов, изучивших и описавших исто­ рию и природу Кольской земли: И.Ф. Ушаковым, В.В. Дранишниковым, Е.А. Двининым. Ряд заданий раскрывает перед учащимися ге­ роические страницы защиты Кольского Заполярья

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz