Крикун, Е. Л. С любовью к родному краю : (рецензия на учебное пособие для учащихся 1-2 классов «Край, который я люблю» А. Н. Кохичко) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 128-129.
128 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. КРИКУН С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ (рецензия на учебное пособие для учащихся 1-2 классов «Край, который я люблю») О сенью 2006 года вышло в свет новое учебное пособие для учащихся 1-2 классов общеобразовательных учре ждений Мурманской области «Край, который я люблю» в двух частях. Его автор-составитель - за ведующий кафедрой русского языка, литературы и методики их преподавания, доцент Андрей Нико лаевич Кохичко. Издание пособия не прошло неза меченным в педагогической среде, и книга была благодарно принята учителями начальных классов. Мой профессиональный интерес к этому изда нию обусловлен единством цели, к достижению ко торой разными путями идут разработчики регио нального компонента содержания государственного стандарта общего образования. Краеведение, в ка ком бы ракурсе мы ни обращались к его познанию, всегда является краелюбием, оно дает возможность на близком учащимся материале пробудить чувства гражданственности и сопричастности к судьбе большой и малой родины. Создавая учебное пособие, автор преследовал вполне определенную дидактическую цель и решал методические задачи, связанные с включением ре гионального компонента в содержание образова тельной области «Язык и литературное чтение» на ступени начальной школы. Но вместе с тем в посо бии удачно реализованы межпредметные связи с ис торическим краеведением и найдены оптимальные, на мой взгляд, приемы приобщения младших школьников к истории Кольского края средствами словесности. Именно на этих моментах мне хоте лось бы особо остановиться. Во введении ко второй части пособия автор обращает внимание второклассников на то, что «у каждого слова, как и у человека, своя история». Эта мысль развивается и раскрывается в системе зада ний, позволяющих подвести учащихся через исто рию слова к истории родного края. Структурный анализ содержания заданий второй части пособия показал, что около 18 % учебного текста содержит историческую информацию. Примечательно, что ряд познавательных заданий основан на доступных для младших школьников фрагментах ранее издан ного учебного пособия В.В. Дранишникова «Исто рия родного края». Выполняя грамматические и лингвистические упражнения на основе исторических текстов, млад шие школьники узнают о происхождении древнего названия нашего края - «Лапландия» (с. 5), приоб щаются к вопросу об исторических источниках, по лучают первичные сведения об удивительной науке археологии и вещественных памятниках как цен нейших источниках знаний о далеком прошлом на шего края (с. 65). Узнают ученики и об образе жиз ни и занятиях древних жителей Кольского полуост рова, о загадочных сооружениях - лабиринтах, со хранившихся до наших дней (с. 65,80). Канву исторических представлений учащихся о происхождении другого названия нашего края - «Мурман» - расширяют задания, предлагаемые по стихотворению Н. Добычиной «В нашем городе морском» и фрагментам из трудов И.Ф.Ушакова. Например, на с. 55-56: - Прочитай отрывок из стихотворения Н. Добычиной «В нашем городе морском»: Самый теплый здесь залив. Самый северный мотив. Как заученный романс, Старики твердят «Мурманск», Молодежь - наоборот Город Мурманском зовет. Норманны... Мурмане... Наши северяне! - Почему северян называли «норманне», «мурмане»? - Знаешь ли ты историю происхождения слова «Мурманск»? - Выпиши слова, обозначающие предметы. На с. 56: Прочитай: «Слово «Мурман» выводи ли из саамского языка, но по-разному. Одни перево дили «Мур» - море, «Ма» - земля; другие - «край лесов и озер»; третьи - «край земли»; четвертые - «лес идет». Все это неверно. В старину русские лю ди называли «Мурманами» норманнов - норвежцев. Водное пространство именовали Мурманским мо рем, а северное побережье Кольского полуострова - Мурманским берегом. Позднее «Мурманом» стали называть весь Кольский край» ( по И.Ф. Ушакову). - Что нового ты узнал о слове «Мурманск»? - Что ты можешь рассказать о названии своего населенного пункта? - Знаешь ли ты его историю? Расскажи. В этих задания очевиден исторический кон текст. Более того, ребята могут понять некоторые сложности толкования историко-географических на званий. Познавательная ценность подобных заданий заключается не только в их исторической состав ляющей, но и в том, что юные северяне знакомятся с именами краеведов, изучивших и описавших исто рию и природу Кольской земли: И.Ф. Ушаковым, В.В. Дранишниковым, Е.А. Двининым. Ряд заданий раскрывает перед учащимися ге роические страницы защиты Кольского Заполярья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz