Крикун, Е. Л. С любовью к родному краю : (рецензия на учебное пособие для учащихся 1-2 классов «Край, который я люблю» А. Н. Кохичко) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 128-129.

ЕЛ. Крикун С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ 129 нашими земляками в годы Великой Отечественной войны. Например, составляя предложения из пред­ лагаемых слов, ребята знакомятся с именем и под­ вигом Героя Советского Союза А. Хлобыстова - во­ енного летчика, совершившего два тарана враже­ ских самолетов (с.50). Озаглавливая и пересказывая тексты, второклассники узнают о боевых заслугах юнги Северного Флота Саши Ковалева (С.51), зна­ комятся с ходом боевых действий на северных ру­ бежах нашей Родины (с. 60-61). На основе этих и других фактов раскрывается история появления та­ кой правительственной награды, как «Медаль за оборону Советского Заполярья». Все эти задания заключают в себе значитель­ ный воспитательный потенциал, пробуждают у де­ тей чувство гордости за родной край и своих земля­ ков. По большому счету, все предложенные задания прямо или косвенно активизируют эмоционально­ чувственную сферу личности школьников, но неко­ торые из них особенно важны для воспитания чув­ ства «малой Родины». К их числу можно отнести задания, основанные на пословицах и поговорках о Родине, родном крае (с. 9-10). Автор подобрал такие примеры устного народного творчества, которые не могут оставить учеников равнодушными. Объясняя смысл и значение пословиц, выбирая наиболее по­ нравившиеся из них, ребята невольно будут выра­ жать свои чувства по отношению к родному краю: «Береги землю родимую, как мать любимую», «На родной земле и камешек знаком», «Родная землица и во сне снится», «Своя сторона не бывает холодна» и др. В учебном пособии есть немало заданий, по­ буждающих учащихся к самостоятельному озна­ комлению с прошлой и современной жизнью наше­ го края. Такие задания помогают расширить личный социальный опыт учащихся, зародить у них интерес к городу и его истории, к ближайшему окружению. Вот некоторые из них: «Как ты понимаешь значение слова «старо­ жил». Выпиши названия микрорайонов. Как назы­ ваются микрорайоны в твоем населенном пункте? Расскажи» (с. 57). «Что ты знаешь о войне в Заполярье? Есть ли среди твоих родных и знакомых участники Великой Отечественной войны? Расскажи» (с. 61). «Выпиши слова, которые обозначают дейст­ вия. Пользуясь ими, расскажи, как мы узнаем о жиз­ ни людей в далеком прошлом» (с. 65). «Расскажи о своей семье» (с. 49-50). «Как ты понимаешь слово «земляк»? Что ты знаешь о М.В. Ломоносове? Почему его можно счи­ тать земляком? О каких других известных земляках ты можешь рассказать? (с. 48). «Бывал ли ты у памятника «Ермаку»? Чем знаменит ледокол «Ермак»? Расскажи» (с. 49). «Какие памятники защитникам Заполярья есть в твоем населенном пункте?» ( с. 12). Таким образом, учебное пособие «Край, кото­ рый я люблю» выходит за узкие предметные рамки. При умелом методическом подходе его применение может содействовать реализации задач историче­ ского краеведения на уровне пропедевтики. Оно ор­ ганически сочетается с изданным в 2004 году учеб­ ным пособием «Мое Заполярье» для учащихся 2-4 классов. Значит, пока выходят такие книги, процесс формирования учебно-методического комплекса по региональному компоненту содержания общего об­ разования продолжается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz