Крикун, Е. Л. С любовью к родному краю : (рецензия на учебное пособие для учащихся 1-2 классов «Край, который я люблю» А. Н. Кохичко) // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 128-129.
ЕЛ. Крикун С ЛЮБОВЬЮ К РОДНОМУ КРАЮ 129 нашими земляками в годы Великой Отечественной войны. Например, составляя предложения из пред лагаемых слов, ребята знакомятся с именем и под вигом Героя Советского Союза А. Хлобыстова - во енного летчика, совершившего два тарана враже ских самолетов (с.50). Озаглавливая и пересказывая тексты, второклассники узнают о боевых заслугах юнги Северного Флота Саши Ковалева (С.51), зна комятся с ходом боевых действий на северных ру бежах нашей Родины (с. 60-61). На основе этих и других фактов раскрывается история появления та кой правительственной награды, как «Медаль за оборону Советского Заполярья». Все эти задания заключают в себе значитель ный воспитательный потенциал, пробуждают у де тей чувство гордости за родной край и своих земля ков. По большому счету, все предложенные задания прямо или косвенно активизируют эмоционально чувственную сферу личности школьников, но неко торые из них особенно важны для воспитания чув ства «малой Родины». К их числу можно отнести задания, основанные на пословицах и поговорках о Родине, родном крае (с. 9-10). Автор подобрал такие примеры устного народного творчества, которые не могут оставить учеников равнодушными. Объясняя смысл и значение пословиц, выбирая наиболее по нравившиеся из них, ребята невольно будут выра жать свои чувства по отношению к родному краю: «Береги землю родимую, как мать любимую», «На родной земле и камешек знаком», «Родная землица и во сне снится», «Своя сторона не бывает холодна» и др. В учебном пособии есть немало заданий, по буждающих учащихся к самостоятельному озна комлению с прошлой и современной жизнью наше го края. Такие задания помогают расширить личный социальный опыт учащихся, зародить у них интерес к городу и его истории, к ближайшему окружению. Вот некоторые из них: «Как ты понимаешь значение слова «старо жил». Выпиши названия микрорайонов. Как назы ваются микрорайоны в твоем населенном пункте? Расскажи» (с. 57). «Что ты знаешь о войне в Заполярье? Есть ли среди твоих родных и знакомых участники Великой Отечественной войны? Расскажи» (с. 61). «Выпиши слова, которые обозначают дейст вия. Пользуясь ими, расскажи, как мы узнаем о жиз ни людей в далеком прошлом» (с. 65). «Расскажи о своей семье» (с. 49-50). «Как ты понимаешь слово «земляк»? Что ты знаешь о М.В. Ломоносове? Почему его можно счи тать земляком? О каких других известных земляках ты можешь рассказать? (с. 48). «Бывал ли ты у памятника «Ермаку»? Чем знаменит ледокол «Ермак»? Расскажи» (с. 49). «Какие памятники защитникам Заполярья есть в твоем населенном пункте?» ( с. 12). Таким образом, учебное пособие «Край, кото рый я люблю» выходит за узкие предметные рамки. При умелом методическом подходе его применение может содействовать реализации задач историче ского краеведения на уровне пропедевтики. Оно ор ганически сочетается с изданным в 2004 году учеб ным пособием «Мое Заполярье» для учащихся 2-4 классов. Значит, пока выходят такие книги, процесс формирования учебно-методического комплекса по региональному компоненту содержания общего об разования продолжается.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz