Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.

Охарактеризуем каждую из названных групп. Задания С1-СЗ основаны на работе с источниками и пред­ ставляют собой комплекс, состоящий из фрагмента исторического документа и нескольких вопросов-заданий к нему. В заданиях для работы с источником предусматривается последовательность по­ знавательных действий: 1) атрибуция документа, определение событий, явлений, лич­ ностей, о которых в нем говорится; 2) разъяснение сущности характеризуемой в источнике про­ блемы в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории); 3) анализ позиции автора документа, рассмотрение версий и интерпретаций событий. От первого к третьему заданию происходит нарастание слож­ ности выполняемых действий. В целом же задания предусматри­ вают комплексный анализ источника и проверяют умение находить, анализировать и комментировать извлеченную информацию, при­ менять контекстные исторические знания. Ответ на каждое из заданий С1-СЗ оценивался максимально в 2 балла. Задания С4-С7, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений, наиболее емкие по содер­ жанию предполагаемой деятельности учащихся. Это проблем­ ные, аспектные задания. В каждом варианте работы эти задания располагались в сле­ дующем порядке. Задание С4. Это задание на обобщенную характеристику (на­ звать этапы, черты, направления и т. п.), которая должна быть кон­ кретизирована определенными примерами. Эти два показателя и служили критериями оценивания ответов. Задание С5. Это задание требовало сравнения характерных черт явлений, выделения как общего, так и различного в сравни­ ваемых явлениях. Формулировка каждого задания С5 сопровожда­ лась примечанием, поясняющим способ оформления ответа. Задание Сб. Оно предполагало анализ исторической ситуа­ ции. Формулировка задания включала вопросы об альтернативах развития событий в представленной ситуации и о том, почему со­ бытия развернулись таким или иным образом. В этих вопросах и заключались два критерия оценивания ответа. Задание С7. Его выполнение предполагало анализ историче­ ских версий, оценок. Формулировка каждого задания содержала изложение одной из известных версий. Вопросы задания были на­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz