Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.

буждать школьников к обмену мнениями в процессе учебных дис­ куссий, на практике знакомить их с правилами сравнительного ана­ лиза неоднозначных оценок фактов и деятельности исторических личностей, логикой анализа альтернативных исторических ситуа­ ций, словом, включать старшеклассников в ситуации активного ос­ мысления и применения полученных исторических знаний. И в основной и в полной средней школе неотъемлемым ком­ понентом содержания урока истории должна стать работа с доку­ ментами. Только целенаправленные и систематические шаги в указан­ ных направлениях, начиная с первых лет изучения истории, позво­ лят избежать «натаскивания» учащихся для подготовки к ЕГЭ в вы­ пускных классах идадут общие положительные результаты. Для решения обозначенных задач необходимо: 1) ознакомить всех учителей истории с результатами ЕГЭ 2003 года и выявленными в ходе проверки пробелами в историче­ ской подготовке выпускников; 2) на курсах повышения квалификации учителей истории, в работе районных и школьных МО усилить методическую направ­ ленность занятий по актуальным аспектам профессиональной под­ готовки учителей; 3) распространить контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории 2003 года в школах города Мурманска и области с це­ лью включения типовых заданий в учебный процесс, текущую и тематическую проверку знаний и умений учащихся по истории; 4) изучить опыт учителей, чьи учащиеся показали наиболее высокие результаты, организовать систему занятий по распростра­ нению и освоению выявленного педагогического опыта. Признавая в целом положительный результат первого опыта проведения единого государственного экзамена по истории в на­ шей области, многие эксперты предметной комиссии, как школьные учителя, так и преподаватели вузов, высказали убеждение в том, что ЕГЭ в том виде, в каком он предложен, нуждается в совершен­ ствовании по гуманитарным дисциплинам, к которым относится и история. Посредством тестов и жестких измерителей правильности и качества ответов можно проверять объективизированные истори­ ческие знания. Однако историческая компетентность - понятие бо­ лее широкое и емкое. Показатели исторической компетентности выпускников, особенно ценностно-мировоззренческой и социально­ коммуникативной, сложно уместить в прокрустово ложе эталонов 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz