Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.

готовки учащихся. Чаще всего (в 31% анкет) отмечалось неравно­ мерное качество выполнения различных заданий. Одинаковое ко­ личество экспертов (по 18% в каждом случае) определили уровень подготовки учащихся как «средний» и «низкий». Следующий вывод имеет исключительное практическое зна­ чение, так как касается наиболее существенных пробелов в исто­ рической подготовке выпускников школ. Так, по мнению экспертов, имеют место следующие пробелы в исторической подготовке выпускников школ Мурманска и области. Элементы исторической подготовки выпускников Кол-во экспер­ тов, отметив­ ших данный пробел Неумение выделять общее и особенное в сравниваемых явлениях 64% Слабое знание научных точек зрения, оценок историче­ ских событий,явлений, процессов 50% Неумение применять контекстные исторические знания при анализе документа 45% Неумение систематизировать исторический материал 45% Неумение анализировать альтернативные исторические ситуации, применять при этом имеющиеся фактические и теоретические знания 45% Слабое знание исторических фактов 36% Неумение выявлять сопоставимые признаки при сравне­ нии однородных явлений 31% Неумение осуществлять самоопределение относительно высказанных оценок, аргументировать свою точку зрения 27% Неумение анализировать исторический документ 23% Из всего вышеизложенного вытекают рекомендации по совер­ шенствованию образовательного процесса. В учебном процессе следует усилить работу по формирова­ нию специфических предметных и интеллектуальных умений школьников. Она должна осуществляться на протяжении всех лет изучения истории в основной и средней школе. В основной школе (5-9 классы) очень важно заложить у учащихся прочную базу фак­ тических знаний, умений выделять главное, систематизировать изучаемый материал, сравнивать однородные исторические явле­ ния и процессы, пользуясь при этом правилами сравнения. Во втором концентре школьного исторического образования следует больше внимания уделять теоретической подготовке старшеклассников: шире знакомить учащихся с неоднозначными оценками и научными версиями по спорным вопросам истории, по­ 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz