Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.
знание фактического материала. Однако и в этих случаях, как вид но из таблицы, доля нулевых ответов значительна. Итак, анализ содержания экзаменационных работ учащихся показал средний, а в ряде случаев и ниже среднего уровень усвое ния исторических знаний по темам, лежащим в основе аспектных заданий части 3 ЕГЭ. Обнаружены пробелы в знаниях учащихся по всем периодам отечественной истории. При этом по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. серьезные пробелы имеются в знаниях по вопросам: причины возвышения Москвы, социально-экономическое развитие России в XV-XVI вв. и в XVII в. По истории России XIX в. наиболее сложными для учащихся оказались темы, связанные с раз витием общественной мысли и общественного движения в 80-90-х гг. и социально-экономическими изменениями в России в периоды 1861-1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. (сравнительный аспект). По новейшей истории России лучше усвоены вопросы, отра жающие процессы и события первой половины XX в., значительно хуже - проблемы второй половины прошедшего столетия. Не может полностью удовлетворить и качество знаний уча щихся по теме «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.». В итоге проверки экзаменационных работ важно было узнать мнение экспертов, непосредственно осуществлявших оценку вы полнения заданий с развернутым ответом. С этой целью каждому эксперту предлагалось заполнить анкету. Данные анкетирования позволяют аргументировать основные выводы. Первый из них касается общего уровня подготовки учащихся по истории, выявленного в итоге проверки заданий С1-С7. Именно эта часть экзаменационной работы наиболее показательна с точки зрения качества исторической подготовки выпускников. Общеизве стно, что задачей школьного исторического образования является не только и не столько вооружение учащихся совокупностью фактиче ских знаний, сколько развитие умений активно относиться к получен ной исторической информации, применять имеющиеся знания в раз личных познавательных ситуациях. Соответствующую историческую компетентность и предлагалось проявить выпускникам при выполне нии заключительной части экзаменационной работы. В итоге проверки, отвечая на вопрос анкеты «Каким Вам пред ставился общий уровень подготовки учащихся по истории?», ни один из экспертов не указал на высокий уровень исторической под 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz