Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.

знание фактического материала. Однако и в этих случаях, как вид­ но из таблицы, доля нулевых ответов значительна. Итак, анализ содержания экзаменационных работ учащихся показал средний, а в ряде случаев и ниже среднего уровень усвое­ ния исторических знаний по темам, лежащим в основе аспектных заданий части 3 ЕГЭ. Обнаружены пробелы в знаниях учащихся по всем периодам отечественной истории. При этом по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. серьезные пробелы имеются в знаниях по вопросам: причины возвышения Москвы, социально-экономическое развитие России в XV-XVI вв. и в XVII в. По истории России XIX в. наиболее сложными для учащихся оказались темы, связанные с раз­ витием общественной мысли и общественного движения в 80-90-х гг. и социально-экономическими изменениями в России в периоды 1861-1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. (сравнительный аспект). По новейшей истории России лучше усвоены вопросы, отра­ жающие процессы и события первой половины XX в., значительно хуже - проблемы второй половины прошедшего столетия. Не может полностью удовлетворить и качество знаний уча­ щихся по теме «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.». В итоге проверки экзаменационных работ важно было узнать мнение экспертов, непосредственно осуществлявших оценку вы­ полнения заданий с развернутым ответом. С этой целью каждому эксперту предлагалось заполнить анкету. Данные анкетирования позволяют аргументировать основные выводы. Первый из них касается общего уровня подготовки учащихся по истории, выявленного в итоге проверки заданий С1-С7. Именно эта часть экзаменационной работы наиболее показательна с точки зрения качества исторической подготовки выпускников. Общеизве­ стно, что задачей школьного исторического образования является не только и не столько вооружение учащихся совокупностью фактиче­ ских знаний, сколько развитие умений активно относиться к получен­ ной исторической информации, применять имеющиеся знания в раз­ личных познавательных ситуациях. Соответствующую историческую компетентность и предлагалось проявить выпускникам при выполне­ нии заключительной части экзаменационной работы. В итоге проверки, отвечая на вопрос анкеты «Каким Вам пред­ ставился общий уровень подготовки учащихся по истории?», ни один из экспертов не указал на высокий уровень исторической под­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz