Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.

ния и продолжительности кризиса общественно-политической сис­ темы в СССР, о причинах и последствиях политического курса М. С. Горбачева, нашедшего отражение в концепции «нового поли­ тического мышления». В рамках досоветского периода аналогич­ ные вопросы касались причин событий Смутного времени в России (конец XVI - начало XVII вв.) и причин поражения России в Крым­ ской войне 1853-1856 гг. Результаты выполнения заданий Содержание заданий Кол-во уч-ся Количество ответов, оцененных | 4 6. 3 6. 2 6. 1 б. Об. Концепция «нового поли­ тического мышления» 87 1% 4% 5% 5% 85% Точки зрения на причины Смуты 171 5% 7% 10% 20% 58% Точки зрения на причины поражения России в Крым­ ской войне 110 1% 7% 12% 18% 62% Точки зрения на характер развития культуры в СССР в середине 1930-х гг. 62 2% 5% 8% 12% 73% Точки зрения на сущность событий октября 1917 г. 5 - - 40% 60% Точки зрения на время проявления и продолжи­ тельность кризиса обще­ ственно-политической сис­ темы в СССР 7 100% Как выяснилось, выпускники особенно слабо разбираются в событиях и процессах более близкой к нашему времени современ­ ной истории. В частности, размышляя о сущности концепции «ново­ го политического мышления», выдвинутой М. С. Горбачевым в пе­ риод перестройки, они часто не дифференцируют политические процессы и экономические реформы данного периода, в связи с этим и оценочные суждения, там, где они имеют место, звучат нев­ нятно и неубедительно. Ни одного положительного ответа не получено по вопросу о кризисе общественно-политической системы в СССР (это задание содержалось только в работах учащихся областных школ). Причины Смуты в начале XVII века и поражения России в Крымской войне усвоены более или менее удовлетворительно. Здесь около 40% учащихся проявили относительно широкие знания спектра научных версий и оценок названных событий, показали 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz