Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.
Среди указанных тем лучше всего усвоены вопросы истории, связанные с правлением Ивана III. Более половины учащихся, вы полнявших данное задание, показали знание конкретных фактов укрепления и расширения территориальных владений Московского княжества при Иване III. В 17% наиболее полных и качественных ответов верно названы как общие итоги правления Ивана III, так и территориальные приобретения Московского княжества в XV - на чале XVI вв. Остальные темы усвоены весьма слабо. Как видно из табли цы, более 70% учащихся, выполнявших остальные задания, либо дали неверные ответы, либо вовсе не приступали к их выполнению. Среди положительных преобладают ответы, содержащие отдель ные несистематизированные положения, отражающие сущность раскрываемых вопросов. Проверка показала, что учащиеся слабо ориентируются в направлениях общественной мысли в России в конце XIX в., нередко путают направления общественного движе ния данного периода с политическими партиями в России в начале XX в., не могут четко сформулировать название направлений об щественного движения, а в случаях правильного их определения часто не указывают представителей, затрудняются в четком опре делении целей и способов их достижения представителями обще ственного движения. При характеристике политики Николая II, направленной на со хранение самодержавной власти, учащиеся чаще всего опериро вали единичными разрозненными фактами. Чувствуется, что у них не сложилось четкое представление о таких направлениях внут ренней политики Николая II, как а) репрессии против политических противников самодержавия; б) покровительство помещикам; в) по пытки «лавирования» в рабочем вопросе. Однако более всего удивляет факт крайне слабых знаний во проса о причинах возвышения Москвы (это задание выполняли учащиеся областных школ). Выполнение заданий С5 требовало применения учащимися фактических знаний по истории социально-экономического разви тия России в XV-XVII вв., в пореформенный период XIX в., в пери од реформ хрущевской «оттепели» и середины 60-х гг. XX в., а также фактов военно-политической истории периода интервенции и Гражданской войны в СССР 1918-1920 гг. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz