Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.

38% положительных ответов, в которых ученики проявили умение анализировать исторические ситуации, выявлять разные позиции участников событий и объяснять причины указанного развития со­ бытий. Вместе с тем качество анализа альтернативных историче­ ских ситуаций оставляет желать лучшего, ибо лишь 4 ученика (0,9%) получили максимальный балл за его выполнение. Самым сложным для выпускников в третьей части экзамена­ ционной работы, как ни странно, оказалось задание С5 на сравне­ ние исторических явлений и процессов. Здесь затруднение вызва­ ло не столько выявление общих черт, сколько определение разли­ чий по сопоставимым признакам (попарно). Учащиеся часто не со­ блюдали логику сравнения, обнаруживали отсутствие системных фактических знаний по сравниваемым явлениям, а также серьез­ ные пробелы в сформированности данного интеллектуального умения. По итогам выполнения этого задания получено наимень­ шее количество положительных ответов (22%) и не было ни одного ответа с максимальным количеством баллов. Весьма сложным для оценивания было задание С7, закреп­ ляющее за учеником право выбора любой среди известных ему версий, оценок или точек зрения на неоднозначные вопросы исто­ рии. Понятно, что ответы на подобные вопросы предполагают по­ мимо знания достоверных фактов и выражение личного субъектив­ ного мнения, что трудно ограничить предложенными «измерителя­ ми примерного содержания ответа». При оценивании этого типа заданий эксперты исходили из наличия в ответе достоверной аргу­ ментации избранной точки зрения. В результате треть экзаменуе­ мых обнаружила данное умение, а 2,7% выпускников (12 чел.) по­ лучили за выполнение задания максимальное количество баллов. Обобщая итоги третьей части экзаменационной работы нельзя умолчать о том, что по каждому из семи заданий количество нуле­ вых ответов колеблется от 56% до 78%. Анализ общих данных протокола проверки результатов ЕГЭ показал, что 27% экзаменовавшихся выпускников (122 чел.) полу­ чили 0 баллов за все задания части 3, то есть почти треть выпуск­ ников, сдававших ЕГЭ, либо не приступала к выполнению блока заданий с развернутым ответом, либо выполнила их неверно. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz