Крикун, Е. Л. Анализ результатов Единого государственного экзамена по истории // Мурманская область: результаты ЕГЭ-2003 / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. – Мурманск, 2003. – С. 14-38.
38% положительных ответов, в которых ученики проявили умение анализировать исторические ситуации, выявлять разные позиции участников событий и объяснять причины указанного развития со бытий. Вместе с тем качество анализа альтернативных историче ских ситуаций оставляет желать лучшего, ибо лишь 4 ученика (0,9%) получили максимальный балл за его выполнение. Самым сложным для выпускников в третьей части экзамена ционной работы, как ни странно, оказалось задание С5 на сравне ние исторических явлений и процессов. Здесь затруднение вызва ло не столько выявление общих черт, сколько определение разли чий по сопоставимым признакам (попарно). Учащиеся часто не со блюдали логику сравнения, обнаруживали отсутствие системных фактических знаний по сравниваемым явлениям, а также серьез ные пробелы в сформированности данного интеллектуального умения. По итогам выполнения этого задания получено наимень шее количество положительных ответов (22%) и не было ни одного ответа с максимальным количеством баллов. Весьма сложным для оценивания было задание С7, закреп ляющее за учеником право выбора любой среди известных ему версий, оценок или точек зрения на неоднозначные вопросы исто рии. Понятно, что ответы на подобные вопросы предполагают по мимо знания достоверных фактов и выражение личного субъектив ного мнения, что трудно ограничить предложенными «измерителя ми примерного содержания ответа». При оценивании этого типа заданий эксперты исходили из наличия в ответе достоверной аргу ментации избранной точки зрения. В результате треть экзаменуе мых обнаружила данное умение, а 2,7% выпускников (12 чел.) по лучили за выполнение задания максимальное количество баллов. Обобщая итоги третьей части экзаменационной работы нельзя умолчать о том, что по каждому из семи заданий количество нуле вых ответов колеблется от 56% до 78%. Анализ общих данных протокола проверки результатов ЕГЭ показал, что 27% экзаменовавшихся выпускников (122 чел.) полу чили 0 баллов за все задания части 3, то есть почти треть выпуск ников, сдававших ЕГЭ, либо не приступала к выполнению блока заданий с развернутым ответом, либо выполнила их неверно. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz