Крикун, Е. Л. Краеведческий модуль в системе школьного исторического образования // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 198-201.

Интегративный полипредметный вариант предполагает включе­ ние отдельных вопросов краеведения в контекст содержания текущих уро­ ков отечественной истории. Такой подход позволяет расширить и углубить базовые исторические знания школьников, проиллюстрировать общеисто­ рические процессы событиями местной истории, углубить понимание взаимосвязи локальной и национальной истории. Однако косвенное обра­ щение к историческому краеведению в содержании отдельных урочных тем не позволяет обеспечить системность знаний по истории родного края. Тематический полипредметный вариант предполагает группи­ ровку краеведческого или регионального материала по темам внутри учеб­ ного предмета. В этом случае по завершении изучения большого раздела или периода отечественной истории выделяются часы для проведения спе­ циальных учебных занятий по истории края. Такая модель позволяет уси­ лить системное синхронное изучение национальной и локальной истории. Интегративный монопредметный вариант ориентирован на комплексный краеведческий курс, в содержании которого целостно интег­ рируются региональные аспекты разных областей знаний. По такому принципу построен, к примеру, курс «Москвоведение», а в нашей обла­ сти - интергативный курс «Мой Мурманск», разработанный для учащихся 5-9 и 10-11 классов общеобразовательных школ. Монопредметный вариант предполагает систематизацию и обоб­ щение регионоведческого материала определенной образовательной об­ ласти в рамках относительно самостоятельного краеведческого модульно­ го курса. Если первые два варианта хорошо знакомы учителям истории и ус­ пешно апробированы в многолетней практике, то последние два отражают новые подходы к систематизации краеведческого материала и его включе­ ния в структуру школьного исторического образования. Действующие нормативные документы Министерства образования РФ ориентируют на использование интегративного и монопредметного под­ ходов к изучению содержания краеведческой направленности. В поясни­ тельной записке Федерального Базисного Учебного плана указано: «На сту­ пени основного общего образования для организации обучающимися со­ держания образования краеведческой направленности... выделенные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента»1. В Комитете по образованию Мурманской области (ныне Министер­ ство образования Мурманской области) было принято решение о введении в 9-х классах школ Мурманской области модульного краеведческого курса 1 Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2006.- С . 48. 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz