Крикун, Е. Л. Краеведческий модуль в системе школьного исторического образования // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 198-201.
Интегративный полипредметный вариант предполагает включе ние отдельных вопросов краеведения в контекст содержания текущих уро ков отечественной истории. Такой подход позволяет расширить и углубить базовые исторические знания школьников, проиллюстрировать общеисто рические процессы событиями местной истории, углубить понимание взаимосвязи локальной и национальной истории. Однако косвенное обра щение к историческому краеведению в содержании отдельных урочных тем не позволяет обеспечить системность знаний по истории родного края. Тематический полипредметный вариант предполагает группи ровку краеведческого или регионального материала по темам внутри учеб ного предмета. В этом случае по завершении изучения большого раздела или периода отечественной истории выделяются часы для проведения спе циальных учебных занятий по истории края. Такая модель позволяет уси лить системное синхронное изучение национальной и локальной истории. Интегративный монопредметный вариант ориентирован на комплексный краеведческий курс, в содержании которого целостно интег рируются региональные аспекты разных областей знаний. По такому принципу построен, к примеру, курс «Москвоведение», а в нашей обла сти - интергативный курс «Мой Мурманск», разработанный для учащихся 5-9 и 10-11 классов общеобразовательных школ. Монопредметный вариант предполагает систематизацию и обоб щение регионоведческого материала определенной образовательной об ласти в рамках относительно самостоятельного краеведческого модульно го курса. Если первые два варианта хорошо знакомы учителям истории и ус пешно апробированы в многолетней практике, то последние два отражают новые подходы к систематизации краеведческого материала и его включе ния в структуру школьного исторического образования. Действующие нормативные документы Министерства образования РФ ориентируют на использование интегративного и монопредметного под ходов к изучению содержания краеведческой направленности. В поясни тельной записке Федерального Базисного Учебного плана указано: «На сту пени основного общего образования для организации обучающимися со держания образования краеведческой направленности... выделенные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента»1. В Комитете по образованию Мурманской области (ныне Министер ство образования Мурманской области) было принято решение о введении в 9-х классах школ Мурманской области модульного краеведческого курса 1 Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М., 2006.- С . 48. 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz