Крикун, Е. Л. Традиции и инновации в историко-краеведческом образовании школьников Мурманской области // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 341-346.

E.JI. Крикун ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В процессе реформирования, в каких бы областях общественной жизни он ни проходил, всегда возникает проблема соотношения традиций и инноваций в преобразовательной деятельности. Эта проблема особенно актуальна для современной российской системы образования, вступившей на путь модернизации и системного обновления всех компонентов образо­ вательного процесса. Взгляды на эту проблему, как правило, неоднозначны. Достаточно привести две позиции. Одна из них основана на утверждении: «Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад». Другая позиция находит выражение в словах Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, - тот учитель». Трудно опровергнуть правоту каждого тезиса, ибо успех преоб­ разований во многом зависит и от бережного отношения к накопленному положительному опыту, и от способности обогатить его современными достижениями. Именно так можно обеспечить устойчивое, последователь­ ное развитие педагогической системы, отвечающей требованиям и запро­ сам современного общества. Школьное историческое краеведение как педагогическое явление - часть российской системы образования. В рамках образовательной системы оно также развивается под воздействием всевозможных факторов и вызо­ вов времени. В 90-е гг. XX в. краеведческая составляющая школьных курсов истории приобрела статус «регионального компонента содержания ГОС общего образования». В исторической науке заметна интеграция краеведе­ ния с регионоведением как современной отраслью научно-исторического знания. При всех очевидных изменениях краеведение остается базисным элементом соответствующих научно-педагогических конструкций. Сегодня школьное историческое краеведение признается одним из важных факторов, социализации личности школьника, его духовно­ нравственного воспитания и в целом, социокультурной модернизации рос­ сийского общества. Об этом свидетельствуют цели и задачи общего обра­ зования, выдвинутые в образовательных стандартах «второго поколения», переход к которым осуществляется в российских школах. В иерархии за­ дач изучения истории в школе первую позицию занимает установка на «формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этно- национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружаю­ щем мире; ...воспитаниеучащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству...». Важнейшим результатом изучения истории признается личностное качество выпускника школы, связанное с «осознанием своей 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz