Крикун, Е. Л. Традиции и инновации в историко-краеведческом образовании школьников Мурманской области // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 341-346.

Школьное историческое краеведение, с одной стороны, находится под влиянием всех этих изменений, а с другой стороны, по сути своей соз­ дает основу для эффективной реализации современных дидактических подходов в обучении. Краеведение, как никакой другой содержательный компонент, создает возможности для формирования открытого неформа­ лизованного личностно-значимого для учащихся содержания историческо­ го образования, что является одним из основных факторов реализации личностно-ориентированного обучения. Историческое краеведение расши­ ряет информационно-образовательную среду для удовлетворения значи­ мых для учащихся познавательных интересов, потребностей, запросов, ин­ дивидуальных возможностей. В силу своей полифункциональности мест­ ный материал может выступать и как уникальный источник знаний, и как средство организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности школьников. Как наиболее приближенный к личностному восприятию истории и доступный для школьников источник информации, историко-краеведческий материал заключает в себе значительный потен­ циал для организации учебно-исследовательской и проектной деятельно­ сти школьников. Максимально актуализировать многогранный воспитательный и ин­ теллектуальный потенциал исторического краеведения можно только со­ вместными усилиями ученых-историков и учителей-практиков. Важная дидактическая задача современного научного сообщества историков- исследователей локальной и региональной истории Кольского Севера за­ ключается в выработке приемлемых для школы принципов и методологи­ ческих оснований отбора историко-краеведческого материала, способст­ вующего региональной идентификации юных северян. Задача педагогиче­ ского сообщества Мурманской области, состоит в том, чтобы опираясь на современные научные разработки и богатые традиции школьного истори­ ческого краеведения, максимально приблизить его к ученику, сделать при­ влекательной сферой познавательной интеллектуальной деятельности, ши­ роким полем для взращивания гражданских чувств и патриотизма. Как известно, важной ступенью развития гражданина является осоз­ нанное принятие традиций, ценностей, особых проявлений исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Через чувственные отношения к этим граням краеведческой истории наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому важно, чтобы учебные и внеурочные занятия по истории края наполнялись не только нормативным историческим материалом, но и содержанием, имеющим особый ценностно-смысловой и чувственно­ эмоциональный заряд. Современная информационно-образовательная среда позволяет рас­ ширить и разнообразить содержательное и методическое включение соот­ 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz