Крикун, Е. Л. Традиции и инновации в историко-краеведческом образовании школьников Мурманской области // IX Ушаковские чтения, [Мурманск, 14-16 марта 2012 г.] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 341-346.

идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и рели­ гиозной группы, локальной ирегиональной общности»1. Особая миссия исторического краеведения в решении данных задач вполне очевидна. Сложное чувство гражданственности и патриотизма не возникает само по себе, а специально воспитывается и формируется через систему целенаправленной учебно-воспитательной работы, в которой осо­ бое место занимает школьное краеведение. Сформированный в детстве по­ ложительно насыщенный образ родного дома, родного края становится психологическим основанием действительно нравственного человека, че- ловека-патриота. Историческое краеведение в научном и школьном пространстве Мурманской области не новое явление. Системное развитие оно получило в научно-исследовательской, педагогической и просветительской деятель­ ности И.Ф. Ушакова, А.А. Киселева, их последователей. В научном и ме­ тодическом наследии этих ученых-краеведов сохранены традиции истори­ ческого краеведения, не утратившие своей актуальности в современной образовательной практике школ Мурманской области. Особую дидактическую ценность имеют научные изыскания ученых- исследователей Кольского Севера, создавшие теоретическую основу для формирования базового содержания школьных уроков краеведческой на­ правленности. Созданные ими учебные и учебно-методические пособия по сей день являются основными средствами педагогического оснащения учеб­ ной краеведческой деятельности. Краеведческие уроки, предусмотренные образовательной программой и основанные на устоявшемся фактическом материале по истории Кольского Севера, по-прежнему составляют ядро историко-краеведческого образования школьников Мурманской области. При этом следует понимать, что созданный научно-дидактический фундамент необходимо подвергнуть существенным изменения в реалиях современного информационного общества. Инновационные процессы, обусловленные вызовами XXI в., прони­ зывают весь учебный процесс, затрагивают все компоненты образователь­ ной практики: целевой, содержательный, организационно-методический, оценочный. Как уже отмечалось, в целевой направленности исторического образования акценты смещаются в сторону социокультурных и личностно­ значимых результатов обучения и воспитания граждан России. Содержа­ ние образования приобретает практико-ориентированный характер. Этому должно способствовать активное внедрение технологий и методик разви­ вающего обучения, базирующихся на деятельностном и компетентностном подходах в образовании. 1 Примерные программы по учебным предметам. История. 5 -9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - С. 5-6 (Стандарты второго поколения). 342

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz