Крикун, Е. Л. Концепция учебника по истории Кольского Севера с древнейших времен до начала XXI в. для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 249-252.

включающим изобразительную и условно-графическую наглядность. Значи­ тельную долю изобразительной наглядности должны составлять документаль­ ные наглядные материалы из фондов областного краеведческого музея, архи­ ва, библиотек, фотографии и научные реконструкции исторических достопри­ мечательностей нашего края. Иллюстрации сопровождаются кратким, но емким по сути пояснитель­ ным текстом, оригинальными вопросами и заданиями. Условно-графическая наглядность включает тематические карты Коль­ ского полуострова и Мурманской области, структурно-логические схемы и диаграммы. Целостность и многуровневость методического аппарата учебника обеспечиваются разнообразием вопросов и заданий, их положением в структу­ ре учебной книги. Важно, чтобы каждая глава и параграф открывались опережающими во­ просами и заданиями, подводящими к главной идее и основному содержатель­ ному выводу учебной темы. Предварительно сформулированные вопросы задают проблемный харак­ тер работе учащихся с учебником и способствуют формированию у школьни­ ков разнообразных аналитических умений. С целью систематизации историко-краеведческих представлений уча­ щихся изложение текста в параграфах должно предваряться выдвижением во­ просов на актуализацию имеющихся знаний, связанных с новой темой. Более осмысленному восприятию текста будут способствовать проблем­ ные и аналитические вопросы, размещенные в тексте параграфов и на полях. После параграфов следуют вопросы разного уровня сложности, а в кон­ це глав - обобщающие, контрольные и творческие задания. Вопросы и задания могут быть сгруппированы под рубриками: «Подумай и обсуди», «Для знато­ ков истории края». Особое место в учебнике должно быть отведено справочному аппарату, который существенно дополняет, поясняет и конкретизирует содержание учебной книги. Справочный аппарат должен быть представлен сводной синхронистиче­ ской таблицей, позволяющей установить временные связи важнейших собы­ тий региональной (локальной), общенациональной и мировой истории. Такая хронологическая таблица может быть размещена на форзацах учебника. Исторические термины и понятия представлены в алфавитном порядке в сводном словаре в конце учебника. Также в конце учебника исключительно важно поместить Словарь исто­ рических деятелей Кольского Севера. Список литературы и данные об электронных ресурсах по истории Кольского Севера дадут возможность любознательным краеведам выйти за рамки содержания учебной книги и расширить свой кругозор. Идеально, если будет разработано мультимедийное приложение к ре­ гиональному школьному учебнику истории. 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz