Крикун, Е. Л. Концепция учебника по истории Кольского Севера с древнейших времен до начала XXI в. для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 249-252.

реализации цели и задач регионального компонента содержания государствен­ ного образовательного стандарта по истории. Он имеет нормативный характер и обусловлен утвержденными на ре­ гиональном уровне нормативными и программными документами в области исторического образования школьников Мурманской области. А именно: 1. Требованиями НРК ГОС к обязательному минимуму со­ держания и уровню подготовки учащихся основной школы по истории Коль­ ского Севера. 2. Примерным учебным планом и примерной программой по ис­ тории Кольского Севера с древнейших времен по начало XXI в. для основного общего образования. Учебник предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. Содержание, методический аппарат и все структурные компоненты учебника должны быть направлены на достижение следующих целей: - воспитание гражданина, патриота Отечества и своего края на основе системы знаний по истории Кольского Севера, его материальной и ду­ ховной культуры; - формирование этнокультурной компетентности учеников и опыта при­ менения полученных знаний и умений для решения проблем социализа­ ции личности в современных условиях Кольского Заполярья. (Этнокультурная компетентность определяется как личностное каче­ ство, формирующееся на основе овладения совокупностью знаний, умений, на­ выков и способов деятельности в сфере межнациональных отношений в усло­ виях конкретного региона и включающее в себя минимальный опыт такой деятельности). Методологическая основа содержания учебника. Концептуальное со­ держание учебника основано на сочетании формационного и цивилизационно­ го подходов к изучению истории родного края. Научно-теоретической основой для отбора содержания являются науч­ ные достижения известных исследователей истории Кольского края профессо­ ра И.Ф. Ушакова и профессора А. А. Киселева, а также последние изыскания в области регионоведения, осуществленные доктором исторических наук А.В. Ворониным, кандидатом исторических наук П.В. Федоровым и другими учеными-историками. Содержание учебника должно быть проникнуто ведущей мировоззрен­ ческой идеей формирования общероссийской идентичности школьников в ус­ ловиях многонационального Российского государства, восприятия ими исто­ рии родного края как части истории России и мира. Главные критерии отбора историко-краеведческого материала для конструирования содержания учебника: 1. Системный подход к отбору фактического и теоретического материала, обеспечивающий восхождение знаний учащихся от историко-краевед- ческих представлений к пониманию процесса регионализации - склады­ вания и усиления региональной идентичности Кольского Севера с древ­ 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz