Крикун, Е. Л. Концепция учебника по истории Кольского Севера с древнейших времен до начала XXI в. для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области // IV Ушаковские чтения, [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2007. – С. 249-252.
реализации цели и задач регионального компонента содержания государствен ного образовательного стандарта по истории. Он имеет нормативный характер и обусловлен утвержденными на ре гиональном уровне нормативными и программными документами в области исторического образования школьников Мурманской области. А именно: 1. Требованиями НРК ГОС к обязательному минимуму со держания и уровню подготовки учащихся основной школы по истории Коль ского Севера. 2. Примерным учебным планом и примерной программой по ис тории Кольского Севера с древнейших времен по начало XXI в. для основного общего образования. Учебник предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. Содержание, методический аппарат и все структурные компоненты учебника должны быть направлены на достижение следующих целей: - воспитание гражданина, патриота Отечества и своего края на основе системы знаний по истории Кольского Севера, его материальной и ду ховной культуры; - формирование этнокультурной компетентности учеников и опыта при менения полученных знаний и умений для решения проблем социализа ции личности в современных условиях Кольского Заполярья. (Этнокультурная компетентность определяется как личностное каче ство, формирующееся на основе овладения совокупностью знаний, умений, на выков и способов деятельности в сфере межнациональных отношений в усло виях конкретного региона и включающее в себя минимальный опыт такой деятельности). Методологическая основа содержания учебника. Концептуальное со держание учебника основано на сочетании формационного и цивилизационно го подходов к изучению истории родного края. Научно-теоретической основой для отбора содержания являются науч ные достижения известных исследователей истории Кольского края профессо ра И.Ф. Ушакова и профессора А. А. Киселева, а также последние изыскания в области регионоведения, осуществленные доктором исторических наук А.В. Ворониным, кандидатом исторических наук П.В. Федоровым и другими учеными-историками. Содержание учебника должно быть проникнуто ведущей мировоззрен ческой идеей формирования общероссийской идентичности школьников в ус ловиях многонационального Российского государства, восприятия ими исто рии родного края как части истории России и мира. Главные критерии отбора историко-краеведческого материала для конструирования содержания учебника: 1. Системный подход к отбору фактического и теоретического материала, обеспечивающий восхождение знаний учащихся от историко-краевед- ческих представлений к пониманию процесса регионализации - склады вания и усиления региональной идентичности Кольского Севера с древ 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz