Крикун, Е. Л. Изучение истории родного края в школах Мурманской области (вклад И. Ф. Ушакова и А. А. Киселева в развитие школьного краеведения на Мурмане) // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2004. – С. 41-47.

Е.Л. Крикун ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ В ШКОЛАХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (Вклад И.Ф. Ушакова и А.А. Киселева в развитие школьного краеведения на Мурмане) В современной системе школьного исторического образования краеведение является важным средством гражданского патриотическо­ го воспитания молодого поколения. Д.С. Лихачев подчеркивал: «Лю­ бовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».6 Школьное краеведение имеет свою историю и корнями уходит в гуманистические теории зарубежных и российских классиков педагогики. В русскую школу краеведческие идеи начали проникать в ХѴШ в. Родоначальником отечественного краеведения заслуженно счи­ тается М.В. Ломоносов. Усилиями многих ученых, методистов, учите­ лей идея школьного краеведения прививалась в отечественной педаго­ гике, особенно в преподавании курсов истории и географии. С 20-х гг. прошлого столетия принцип краеведения прочно вхо­ дит в школьную практику, и краеведческий элемент находит отражение в программах и учебных пособиях по истории. В нашем крае внедрение исторического краеведения в школь­ ное образование связано с научной и научно-методической деятельнос­ тью известных краеведов И.Ф. Ушакова и А.А. Киселева. Ни одно дидактическое направление не может занять реальные позиции в массовой школьной практике без должного методического оснащения учебного процесса. Значительный вклад в решение этой насущной задачи внесли ученые-краеведы. Своеобразной точкой отсчета серьезной работы в этом направлении стало издание научно-популярных очерков по исто­ рии Мурманской области И.Ф. Ушакова «Кольская Земля» (1972 г.) и А.А. Киселева «Родное Заполярье» (1974 г.). Теперь вместо отдельных тематических подборок историко-краеведческого материала, публико­ вавшихся в 1962-1967 гг., учителя получили фундаментальную теорети­ ческую базу для отбора содержания краеведческих уроков. На протяжении всех последующих десятилетий эти научные тру­ ды служили методологической основой изучения истории края в шко­ лах Мурманской области. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz