Крикун, Е. Л. Изучение истории родного края в школах Мурманской области (вклад И. Ф. Ушакова и А. А. Киселева в развитие школьного краеведения на Мурмане) // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2004. – С. 41-47.

схематизм, но и чрезмерную фактографичность курса школьного крае­ ведения. Исторические биографии, социально-психологические харак­ теристики, интеллектуальные портреты должны стать важным элемен­ том краеведческого курса. 2. Принцип научности и фундаментальности требует широкого использования разнообразных исторических источников и новейшей ли­ тературы для постановки и изложения краеведческих проблем. В про­ цессе преподавания историческиого краеведения важно приобщать учащихся, особенно в гимназиях и лицеях, к романтике научного поиска в тех или иных областях региональной истории, помогать им осваивать элементы работы историка-исследовагеля. 3. Принцип конкретности. Диалектическое единство общего и конкретного в историческом краеведении должно быть сохранено. Но эффективное их соотношение требует воссоздания неповторимости того или иного события, особенностей периода, эпохи, их ценностей. В про­ цессе преподавания исторического краеведения учащиеся должны по­ лучить не абстрактное, а конкретное толкование любого местного исто­ рического события. 4. Принцип жизненной ценности тесно связан с принципом кон­ кретности и сориентирован на повышение потенциальных воспитатель­ ных и развивающих возможностей краеведения путем укрепления инте­ реса учащихся к явлениям «приземленного» свойства - истории своего города, улицы, квартала, дома, своей семьи, своей родословной. 5. Принцип вариативности обучения исключительно актуален в современных условиях демократизации образования для удовлетворе­ ния разнообразных познавательных интересов и потребностей учащих­ ся. Он, по мнению автора, может быть обеспечен путем введения спе­ циализации в старших классах с увеличением количества часов на преподавание исторического краеведения в гуманитарных классах; вне­ дрения в школьную практику факультативных курсов; разработки раз­ ноуровневых программ и тематических планов по всем основным и факультативным курсам Мурманской области; организации самостоя­ тельной исследовательской работы наиболее заинтересованных краеве­ дением учащихся по индивидуальным планам с прикреплением их к кафедрам педвуза, музеям и архивам. Таким образом, в «Концепции» были не только обозначены век­ торы перемен, но и предложены практические рекомендации к осуще­ ствлению замыслов. Практическую направленность документа усили­ вали разделы «Типы учебной и методич еской литературы по 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz