Крикун, Е. Л. Изучение истории родного края в школах Мурманской области (вклад И. Ф. Ушакова и А. А. Киселева в развитие школьного краеведения на Мурмане) // Ушаковские чтения : материалы I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти профессора И. Ф. Ушакова, 2-3 марта 2004 г. / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2004. – С. 41-47.
В начале 90-х гг. успешную экспериментальную апробацию про шло учебное пособие В.В. Дранишникова для 5 класса «История родно го края». Таким образом, все уровни школьного исторического образо вания (историческая пропедевтика, среднее звено и старшие классы) были обеспечены обновленными краеведческими пособиями. В них нашли отражение и многолетний опыт учебной краеведческой работы в школах Мурманской области, и современные научные подходы авторов к освещению региональной истории. Это было очень актуально и сво евременно, поскольку российское историческое образование пережи вало переломные годы, шел болезненный процесс крушения прежних идейно-теоретических основ истории в школе, осмысления новых под ходов к отбору содержания и преподавания истории. В это время отсут ствовали четкие ориентиры и готовые рецепты для школьной практики. Учителям приходилось самостоятельно прокладывать дорогу в новое образовательное пространство. Учебные пособия И.Ф. Ушакова и А.А. Киселева служили надежным методологическим и методическим подспорьем в изучении региональной истории Кольского края. В них уже получали практическое преломление некоторые научные идеи, за ложенные в «Концепции историко-краеведческого образования в шко лах, лицеях, гимназиях и других учебных заведениях Мурманской области». Задача разработки подобного документа встала на повестку дня в связи с расширением школьных реформ после принятия нового «За кона об образовании Российской ф едерации» в 1992 г. Закон подкреплял значимость и обязательность включения национально регионального компонента содержания образования в государственные образовательные стандарты. Разработка соответствующего концептуального документа бы ла новым делом не только для регионов, но для и страны в целом. К решению этой задачи приступил А.А. Киселев. В 1993 г. в среде педаго гической общественности прошло обсуждение подготовленного вари анта региональной концепции историко-краеведческого образования. Документ отличался широтой охвата проблем и направлений совершенствования школьного исторического краеведения. Главные методологические идеи получили отражение в принципах историко-кра еведческого образования, обоснованных ученым.8К ним А.А. Киселев отнес следующие: 1. Гуманизация исторического краеведения. Постановка века в центр местной истории позволит устранить не только бездушный 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz