Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.

дить об уровне сформированности профессиональной компетенции и готовности выпускников к практической работе в школе. При подведении итогов УВП по истории осуществляется внутренняя и внешняя оценка педагогической деятельности и достижений потенци­ альных учителей истории. Внутренняя оценка основана на рефлексии сту­ дентами собственных педагогических результатов в ходе практики. Внеш­ няя оценка складывается из результатов наблюдений уроков практикантов методистами от кафедры истории, качества разработки и предоставления рабочих планов-конспектов проведенных уроков, отзывов учителей исто­ рии, под руководством которых проходит практика. Это находит отраже­ ние в характеристиках деятельности студентов по учебной работе, мнениях администрации образовательных учреждений, на базе которых проходит практика. Особенно интересным и значимым оказывается то, как сами студен­ ты оценивают свои педагогические возможности, результаты педагогиче­ ского труда и сложившееся отношение к учительской профессии. Об этом мы узнаем не только из общих отчетов, в которых практиканты высказы­ ваются о значении опытной работы в школе, но и посредством специаль­ ных рефлексивных заданий. К примеру, таких как написание эссе по ито­ гам педагогической практики. Педагогические рассуждения, основанные на собственном первоначальном профессиональном опыте, студентам предлагалось провести на основе таких высказываний: • «Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить» (А. Дистервег); • «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» (А. Барбюс); • «Будущее в руках школьного учителя» (В. Гюго). Другое задание предполагает самооценку профессиональных ка­ честв, в большей или меньшей мере проявившихся в ходе собственной пе­ дагогической практики. Для этого предлагается перечень наиболее значи­ мых профессиональных качеств, в котором практиканты расставляют зна­ ки «плюс» и «минус». Знак «плюс» отражает ярко проявившиеся качества и умения, знак «минус» - умения слабо проявившееся или не проявившее­ ся вовсе в ходе практики. Студенты, как правило, склонны к завышенной самооценке, что на­ ходит отражение в многочисленных «плюсах» относительно указанных позиций. Однако сопоставление результатов опроса практикантов и учите- лей-наставников все расставляет на свои места. Результаты опроса учите­ лей по данной методике, проведенного по итогам практики студентов- историков 4 курса в 2012 г., показали, что значительная часть указанных умений и качеств (13 из 17) достаточно проявились в деятельности боль­ шинства практикантов (от 64% до 93% студентов). В числе ярко проявив­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz