Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.

• разработка и демонстрация студентами фрагментов уроков исто­ рии по заданным дидактическим параметрам; • наблюдение и анализ урока истории с последующим составление подробной «фотографии» урока истории; • составление совместно со студентами плана-конспекта урока ис­ тории и др. Включение многообразных форм работы обусловлено не только множеством профессиональных действий, которыми должен овладеть бу­ дущий учитель, но и стремлением подкрепить мотивацию к профессии учителя истории, пробудить профессиональный интерес, ответственность, помочь более глубоко осознать смыслы педагогической деятельности со­ временного учителя истории. Преподавание истории в современной школе - дело необычайно сложное и деликатное, поскольку результатом гуманитарной подготовки учащихся должно стать не столько усвоение определенного объема учеб­ ного материала, сколько умение перерабатывать полученные исторические знания в собственные взгляды на окружающий мир, на свое место в нем, на свои исторические корни. Для этого на уроках должны создаваться ус­ ловия, необходимые для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания гуманизма и гражданственной идентичности. Продуктивность решения этих задач во многом зависит от степени профессионального соз­ нания, мировоззренческой позиции и поведения самих учителей. Это уже метапредметные и личностные качества педагога, которые формируются не только при изучении методики истории, а всем циклом исторических и профессиональных дисциплин, да собственно, и жизненным опытом каж­ дого студента. Поскольку процесс обучения венчает его результат, особо следует остановиться на проблеме оценивания сформированности профессиональ­ ной компетенции. Здесь также требуется системный подход, так как надо отследить все составляющие компетенции. Усвоение основного содержания тем отслеживается в ходе текущей работы на семинарских занятиях, путем проверки выполненных самостоя­ тельных работ, а также посредством организации рубежного контроля по ключевым темам. Рубежный контроль в форме тестовых заданий является надежным способом промежуточной диагностики знаниевого и отчасти деятельностного компонентов педагогической компетенции. На протяже­ нии многих лет мною практикуется балльно-рейтинговая система оцени­ вания результатов учебных достижений студентов. Это позволяет исполь­ зовать обоснованный дифференцированный подход при организации тра­ диционных зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Главным показателем осознанного владения профессиональными знаниями и умениями является практическая деятельность. Поэтому ре­ зультаты учебно-воспитательных практик позволяют в большей мере су­ 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz