Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.
• разработка и демонстрация студентами фрагментов уроков исто рии по заданным дидактическим параметрам; • наблюдение и анализ урока истории с последующим составление подробной «фотографии» урока истории; • составление совместно со студентами плана-конспекта урока ис тории и др. Включение многообразных форм работы обусловлено не только множеством профессиональных действий, которыми должен овладеть бу дущий учитель, но и стремлением подкрепить мотивацию к профессии учителя истории, пробудить профессиональный интерес, ответственность, помочь более глубоко осознать смыслы педагогической деятельности со временного учителя истории. Преподавание истории в современной школе - дело необычайно сложное и деликатное, поскольку результатом гуманитарной подготовки учащихся должно стать не столько усвоение определенного объема учеб ного материала, сколько умение перерабатывать полученные исторические знания в собственные взгляды на окружающий мир, на свое место в нем, на свои исторические корни. Для этого на уроках должны создаваться ус ловия, необходимые для формирования ценностных ориентаций учащихся, воспитания гуманизма и гражданственной идентичности. Продуктивность решения этих задач во многом зависит от степени профессионального соз нания, мировоззренческой позиции и поведения самих учителей. Это уже метапредметные и личностные качества педагога, которые формируются не только при изучении методики истории, а всем циклом исторических и профессиональных дисциплин, да собственно, и жизненным опытом каж дого студента. Поскольку процесс обучения венчает его результат, особо следует остановиться на проблеме оценивания сформированности профессиональ ной компетенции. Здесь также требуется системный подход, так как надо отследить все составляющие компетенции. Усвоение основного содержания тем отслеживается в ходе текущей работы на семинарских занятиях, путем проверки выполненных самостоя тельных работ, а также посредством организации рубежного контроля по ключевым темам. Рубежный контроль в форме тестовых заданий является надежным способом промежуточной диагностики знаниевого и отчасти деятельностного компонентов педагогической компетенции. На протяже нии многих лет мною практикуется балльно-рейтинговая система оцени вания результатов учебных достижений студентов. Это позволяет исполь зовать обоснованный дифференцированный подход при организации тра диционных зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Главным показателем осознанного владения профессиональными знаниями и умениями является практическая деятельность. Поэтому ре зультаты учебно-воспитательных практик позволяют в большей мере су 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz