Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.

К примеру, при обращении к вводным вопросам учебной дисципли­ ны студентам предлагается самостоятельно изучить раздел «История ста­ новления и развития методики обучения истории в XVII - начале XX ве­ ков» и составить тест, включающий не менее 15 вопросов-заданий с клю­ чами к тесту. Такое простое, на первый взгляд, задание многофункцио­ нально. С одной стороны, студенты осваивают нетрадиционный способ изучения нового материала, который может быть использован в школьной практике. Составление теста вынуждает вдумчиво относиться к содержа­ нию изучаемых вопросов. С другой стороны, - это своеобразная диагно­ стика методического потенциала будущих учителей. Задание предполагает методическое преобразование изучаемого содержания, что преподавателю дает важную исходную информацию об определенных методических склонностях каждого студента. Результаты уже первой самостоятельной работы оказываются в этом отношении весьма показательными. Полезным оказывается включение в содержание лекций элементов «проигрывания» со студентами отдельных учебных ситуаций, которые имеют место в школьном процессе обучения истории. Например, дидакти­ ческих приемов обучения учащихся 5 класса счету лет до н.э.; выполнение образных заданий ситуативного типа, нацеленных на создание историче­ ских представлений и формирование понятий; составление вместе со сту­ дентами алгоритмов учебных действий с историческим материалом, кото­ рыми должны овладеть школьники - сравнение, анализ типичных истори­ ческих явлений, анализ альтернатив исторического развития, сравнитель­ ный анализ неоднозначных оценок прошлого, критический анализ истори­ ческого документа и т.п. Таким образом, лекционные занятия служат не только формирова­ нию методических знаний, но и, в известной степени, развитию педагоги­ ческих умений обучающихся. Вместе с тем, формирование последних осуществляется главным образом через систему семинарских и практиче­ ских занятий, которые проходят в интерактивном ключе. На них активно используется: • групповая форма организации работы студентов (анализ образо­ вательных программ и учебников по школьным курсам истории); • тренинги по «отработке» основных профессиональных действий учителя истории и приемов обучения истории (осуществление структурно­ функционального анализа содержания урочной темы; составление и де­ монстрация «рассказа», «описания», «эвристической беседы», «характери­ стики исторической личности» по заданным учебным темам и т.п.); • представление студентами и обсуждение результатов мини иссле­ дований по изучаемым темам (например, выявление потенциала методиче­ ского аппарата школьного учебника для решения дидактической задачи формирования хронологических умений школьников); 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz