Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.
К примеру, при обращении к вводным вопросам учебной дисципли ны студентам предлагается самостоятельно изучить раздел «История ста новления и развития методики обучения истории в XVII - начале XX ве ков» и составить тест, включающий не менее 15 вопросов-заданий с клю чами к тесту. Такое простое, на первый взгляд, задание многофункцио нально. С одной стороны, студенты осваивают нетрадиционный способ изучения нового материала, который может быть использован в школьной практике. Составление теста вынуждает вдумчиво относиться к содержа нию изучаемых вопросов. С другой стороны, - это своеобразная диагно стика методического потенциала будущих учителей. Задание предполагает методическое преобразование изучаемого содержания, что преподавателю дает важную исходную информацию об определенных методических склонностях каждого студента. Результаты уже первой самостоятельной работы оказываются в этом отношении весьма показательными. Полезным оказывается включение в содержание лекций элементов «проигрывания» со студентами отдельных учебных ситуаций, которые имеют место в школьном процессе обучения истории. Например, дидакти ческих приемов обучения учащихся 5 класса счету лет до н.э.; выполнение образных заданий ситуативного типа, нацеленных на создание историче ских представлений и формирование понятий; составление вместе со сту дентами алгоритмов учебных действий с историческим материалом, кото рыми должны овладеть школьники - сравнение, анализ типичных истори ческих явлений, анализ альтернатив исторического развития, сравнитель ный анализ неоднозначных оценок прошлого, критический анализ истори ческого документа и т.п. Таким образом, лекционные занятия служат не только формирова нию методических знаний, но и, в известной степени, развитию педагоги ческих умений обучающихся. Вместе с тем, формирование последних осуществляется главным образом через систему семинарских и практиче ских занятий, которые проходят в интерактивном ключе. На них активно используется: • групповая форма организации работы студентов (анализ образо вательных программ и учебников по школьным курсам истории); • тренинги по «отработке» основных профессиональных действий учителя истории и приемов обучения истории (осуществление структурно функционального анализа содержания урочной темы; составление и де монстрация «рассказа», «описания», «эвристической беседы», «характери стики исторической личности» по заданным учебным темам и т.п.); • представление студентами и обсуждение результатов мини иссле дований по изучаемым темам (например, выявление потенциала методиче ского аппарата школьного учебника для решения дидактической задачи формирования хронологических умений школьников); 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz