Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.
Внутри данных форм обучения системность выражается в использо вании и сочетании самых разнообразных способов, технологий и средств организации учебного процесса, нацеленных на овладение студентами всеми компонентами компетенции, на развитие личностных ценностных смыслов будущей профессиональной деятельности. Естественно, основополагающим является когнитивный (знаниевый) компонент. Работа в этом направлении не требует особых пояснений, по скольку ориентация на формирование знаний в процессе обучения - тра диция российского образования. В этом направлении у каждого препода вателя накоплен огромный позитивный опыт. В моей образовательной практике, более системному освоению студентами специфических знаний по методике обучения истории, способствует разработанное и изданное недавно учебное пособие, содержащее курс лекций по данной учебной дисциплине1. Наличие такого учебного пособия позволяет даже тем сту дентам, которые по разным причинам, порой, нерегулярно посещают ауди торные занятия, целостно освоить основное содержание дисциплины в ре жиме самостоятельной работы. Концепция учебного пособия и всего курса методики преподавания истории основана на принципах модульной технологии, в соответствие с которой изучение курса идет крупными тематическими блоками/модулями с использованием разработанной системы заданий для организации про дуктивной самостоятельной работы по осмыслению базового содержания тем, для применения методических знаний, осуществления самоконтроля приобретаемых знаний и умений. Таких блоков четыре: 1. Тенденции развития исторического образования в российской школе на рубеже XX-XXI веков. 2. Школьный процесс обучения истории 3. Методы приемы и средства обучения истории 4. Школьный урок истории: вопросы теории и практики. Когнитивный и деятельностный компоненты компетенции тесно взаимосвязаны. По ходу освоения содержания курса уже на аудиторных занятиях и через различные виды самостоятельной работы идет формиро вание базовых профессиональных умений. При этом нередко в ходе лек ции или в качестве заданий для самостоятельной работы практикуются та кие формы изучения методических вопросов, которые могут быть перене сены в школьную практику и тем самым способствуют выработке опреде ленных профессиональных действий будущих учителей. Крикун E.JI . Теория и методика обучения истории. Курс лекций: учебное пособие. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 278 с. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz