Крикун, Е. Л. Системный подход к формированию профессиональной педагогической компетенции студентов при изучении учебной дисциплины "Теория и методика обучения истории": из опыта работы // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 113-120.

Таблица 1 Структура профессиональной педагогической компетенции (ПК-11) Когнитивный (знаниевый) компонент Деятельностный компонент Аксиологиче­ ский (ценностный) компонент Личностный компонент должны знать: - цели современного школьного историче­ ского образования, тре­ бования ГОС к уровню исторической подготов­ ки учащихся средней школы по истории; - основные норматив­ ные документы, опреде­ ляющие государствен­ ную политику в системе российского образова­ ния и в области препо­ давания истории; - приоритетные направ­ ления школьного исто­ рического образования; - образовательные про­ граммы и современные УМК по школьным кур­ сам истории; - понимать сущность изменений, происходя­ щих в содержательной и процессуальной сторо­ нах учебного процесса по истории; - адекватно восприни­ мать традиции и инно­ вации в методических подходах к обучению истории; - владеть основным по­ нятийным аппаратом методической науки; - представлять много­ образие методического инструментария для решения дидактических задач в процессе обуче­ ния истории. Должны уметь: - оперировать понятий­ ными знаниями; - самостоятельно осу­ ществлять анализ обра­ зовательных программ и учебников по истории, соотносить их содержа­ тельную основу с требо­ ваниями ГОС; - отбирать адекватные содержанию и дидакти­ ческим задачам методы, приемы, средства обу­ чения; - самостоятельно разра­ батывать дидактические материалы, - составлять задания разного уровня сложно­ сти; - осуществлять фраг­ ментарное и комплекс­ ное поурочное планиро­ вание по заданию пре­ подавателя; - осуществлять анализ уроков истории на осно­ ве их наблюдения и са­ моанализ собственной педагогической дея­ тельности; - владеть современными методами поиска, обра­ ботки и использования педагогической инфор­ мации, основными ме­ тодами дидактических исследований при вы­ полнении курсо­ вых/дипломных работ по методике преподава­ ния истории. - понимание социальной значимости профессии учителя исто­ рии; - адекватное восприятие ценностей и смыслов со­ временного школьного историческо­ го образова­ ния развитие субъективной позиции при­ менительно к образователь­ ному процессу; - наличие соб­ ственных взглядов на дискуссионные и открытые во­ просы совре­ менного школьного ис­ торического образования; - историческая и педагогиче­ ская эрудиция; - мотивация к профессии учителя исто­ рии - профессио­ нальная ответ­ ственность - педагогиче­ ский оптимизм; 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz