Крейн, Л. А. Торопись успеть : повесть, рассказанная экипажем подводной лодки / Леонид Крейн. - [2-е изд.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 173, [1] с. : портр.

было постоянно учиться самим, искать, думать, спешить? Да помилуйте, разлюбезные, это же невозможно!» Но отсюда, от знаний, идет все же одна особенность молодых — они стали требовательней. Они не будут вос­ хищаться вами лишь потому, что у вас есть, допустим, дип­ лом, которого нет у них. Вы докажите им, что действитель­ но знаете и умеете больше. Доказывайте каждый раз, ког­ да беретесь учить... Вам уже говорили, наверное, о само­ стоятельности Лиепиньша, о его независимости? Так это же все отсюда! Возьмите любого толкового, по-настоящему грамотного парня — то же самое. Если что изменилось —■ так это отношение к слову. Нет у них веры словам, точнее, нет веры на слово — вот, пожалуй, что во многом определяет поведение молодых. Все анализируется, изучается, пробуется на ощупь. Не пу­ стой ли это звук, слова? Стоит ли за ними дело? Насколь­ ко обоснован предполагаемый результат? Как практически обеспечивается его достижение? Лучшие ли варианты мы отобрали? А чего стоят люди, которые произносят эти сло­ ва, которые считают своим правом произносить их, учить других? И пока у молодого нет ответа на эти и, быть мо­ жет, другие вопросы, нет у него и веры. Есть подчинение, есть — в лучшем случае — исполнительность, но все это без души, в постоянном, хотя и спрятанном, раздражении, со снисходительно-скептической насмешечкой, которая так и проглядывает — во взгляде, в разговорах, а порой и в не­ брежном отношении к делу, что уже совсем ни к чему. Я говорю о массе. Разгильдяи, олухи, ленивцы, недоуч­ ки — речь, как вы понимаете, не о том, кто сколько клас­ сов «прошел», — все эти «гвардейцы» ума и трудовых буд­ ней здесь ни при чем. Они заметны, с ними вынуждены много возиться — гораздо больше, чем с нормальными, действительно заслуживающими заботы парнями; о них постоянно говорят и по ним, к сожалению, —- нет, скорее, по недоразумению, — судят о всей молодежи. А дело меж­ ду тем делается. И, позволю себе заметить, в общем-то де­ лается совсем неплохо! Не ими — той самой массой. Про­ сто мы никак не научимся отличать бездумный скепсис, рисовку под а-ля «самый-пресамый лево-р-р-революцион- ный революционер», даже элементарное подражание мо­ де — от сомнений верующего, который потому и сомнева­ ется в частностях, что безусловно верит в большом и об­ щем; от критики с позиций хозяина, который видит, что не все в его доме в порядке, потому и болеет, и возмуща­ ется, и критикует — ищет, как лучше сделать. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz