Крейн, Л. А. Торопись успеть : повесть, рассказанная экипажем подводной лодки / Леонид Крейн. - [2-е изд.]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1988. - 173, [1] с. : портр.

РАССКАЗ ДЕВЯТЫЙ (Послесловие) Инженер-капитан второго ранга Владилен Валерьяно­ вич Кононов никогда не был членом экипажа, в котором служил Артур. Он так и сказал: — Зря вы настаиваете. Я человек посторонний — ниче­ го вам эта беседа не даст. Вам же не общие рассуждения нужны — ими и без меня вас, надеюсь, снабдили. Вам ин­ тересны факты, детали, нюансы, а я в таком деле всего лишь «флажок» — флагманский механик части. Конечно, я знаю о Лиепиныне немало, но это все в разрезе «флаг- мех— старшина команды». Любой матрос с лодки расска­ жет вам гораздо больше меня. Но я знал, что Кононов не раз и не два выходил в море на лодке Мазанова, что, судя по словам многих подводни­ ков, человек он внимательный, любит и умеет понимать лю­ дей, и мне хотелось услышать его мнение о старшине. То ли потому, что флагмех слишком твердо стоял на своих позициях невмешательства, то ли я чересчур быстро отсту­ пился от него, а может быть, помешала извечная, как у всех механиков, занятость Владилена Валерьяновича, но настоящего разговора у нас с ним не получилось. Все, что удалось мне добиться, — это несколько довольно отрывоч­ ных рассуждений Кононова, которые имели в виду, скорее, даже не Лиепиньша, а молодежь вообще. Я записал их тогда кое-как. Теперь же, когда я снова и снова возвращаюсь к тем дням и встречам, эти замеча­ ния кажутся мне все более важными. — Вот говорят, что молодежь теперь не та и ,матрос, естественно, другой пошел — с ним надо как-то иначе... А как? В чем он другой, что из этого следует? Грамотней? Да, конечно. Но ведь и техника стала посложней, и скоро­ сти ее освоения требуются более высокие. Так что в этом смысле они в равных условиях — нынешние, «ученые», и те, что приходили на флот лет десять—пятнадцать назад. Стало сложней с молодыми? Трудней стало с ними рабо­ тать? Разумеется! Но, когда я слышу всякие воздыхания о том, что теперь, дескать, все усложнилось, я отвечаю: «А вы что хотели? Чтобы все шло по старинке? Пусть ме­ няется техника, люди, сам ритм жизни, лишь бы сохрани­ лась прежняя методика обучения, устоявшиеся приемы, подходы — и все это только затем, чтобы вам не нужно 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz