Кожевникова Ю. Н. Духовенство Кольского благочиния по ревизским сказкам 1816 года // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2024. - Т. 46, № 8. - С. 64–70.
Духовенство Кольского благочиния по ревизским сказкам 1816 года 67 и Плотниковых . Пресвитер Иоанн Иванович Ти - тов (44 года ) служил в Умбе с 1798 года 28 . До воз - ведения во священника к Воскресенской церкви он был пономарем в Шуезерском приходе Кемско - го уезда 29 . Дьячок Козьма Иванович (35 лет ) при - надлежал к четвертому поколению рода Плот - никовых и приходился внуком кандалакшскому священнику Георгию Плотникову . Пономарь Антоний Иванович Титов (24 года ), обучавший - ся в Сумском приходском училище , был сыном действующего священника . В 1817 году иерей Иоанн Титов из - за конфликта с умбскими прихо - жанами временно был переведен в Шуезеро , где когда - то исполнял пономарские обязанности 30 . Его сын дьячок Антоний в том же 1817 году по - сле отъезда родителя и скоропостижной смер - ти жены вышел из духовного сословия (« положил намерение вступить во второй брак ») и перевел - ся во крестьянство Умбской волости 31 . Важно от - метить , что церковная династия Титовых в пер - вой половине XIX века не прекращалась . Второй сын священника Родион Титов в 1819 году полу - чил дьяческую должность в Шуерецком приходе Кемского уезда , впоследствии служил в Керети и Умбе 32 . Третий сын Иван Титов занимал поно - марское место в причте умбской Воскресенской церкви , а в 1837 году был посвящен в диакон - ский сан и получил штатное место в Воскресен - ском соборном приходе 33 ( умер в 1851 году 34 ), где в середине XIX века состоял дьячком его сын Петр Титов 35 . Наконец , в причте Успенского Понойского прихода по ревизской сказке 1816 года находи - лись 36- летний священник Андрей Иванович Андриянов 36 , ранее бывший дьячком в Петропав - ловском Варзужском и соборном Воскресенском приходах ; дьячок Лев Лукич Андриянов и по - номарь Дамиан Лукич Андриянов . Они пред - ставляли еще одну династию священников и причетников , служивших на Кольском Севере с первой четверти XVIII века . Ее родоначаль - ником был пресвитер Андриан , определенный к Петропавловской церкви в Поное при Петре I. Известно , что в 1713 году он получил указания от холмогорского епископа Рафаила о « поуче - нии раскольников » 37 . Его сын Филипп и внук Лука наследовали должность священника в По - нойском приходе : первый – в 1727 году , второй после смерти родителя , в 1762 году 38 . Таким об - разом , родные братья , дьячок Лев Лукич и поно - марь Дамиан Лукич 39 , принадлежали к четверто - му поколению династии Андрияновых . Во время проведения седьмой ревизии понойский дьячок покинул причт и перешел в податное крестьян - ское сословие . Дьяческая должность , « чтобы не было никакой остановки в церкви », была предоставлена сыну священника Григорию Ан - дриянову , обучавшемуся в Рождественском при - ходском училище в Архангельске 40 . При церкви « за штатом » проживала 61- летняя Евфимия Лав - рентьева – жена умершего иерея Ивана Андри - янова и мать действующего священника . После скоропостижной смерти Андрея Андриянова (1776–1818) иерейское место в Понойском приходе занял его родной дядя пономарь Дамиан Лукич , возведенный во священство в 1819 году [3]. По данным седьмой ревизии штатный клир Кольского благочиния включал 15 человек , служивших в семи приходах : семерых пресви - теров , четырех дьячков и четырех пономарей ( см . таблицу ). Трое из действующих священни - ков поступили на свои места после проведения предыдущей ревизии ( Иоанн Дьяконов в Коле , Никита Ануфриев в Керети и Иоанн Плотников в Кандалакше ). Вакантными по ревизским сказ - кам за 1816 год оказались семь позиций , из них одна – пресвитерская , три – дьяческих и три – пономарских . Очевидно , сказывался недостаток кандидатов из местных уроженцев , уже полу - чивших необходимое для церковных должностей образование в духовных учебных заведениях 41 , и претендентов из других епархиальных бла - гочиний из - за бедности приходов и дороговиз - ны жизни на Кольском Севере 42 . ВЫВОДЫ Ревизские сказки 1816 года о духовном со - словии Кольского благочиния свидетельствуют о немногочисленности клириков этого обшир - ного округа , что обусловливалось небольшим количеством местных приходов и церквей . Две штатные иерейские позиции , как и единствен - ная диаконская , полагались только для Воскре - сенского соборного прихода в уездном центре . Сельские причты относились к разряду « одно - клирных » ( в штате один священник и два при - четника ). Образовавшиеся вакантные позиции , как правило , были замещены в ближайшее по - сле ревизии время . В материалах переписи 1816 года отразились требования , предъявлявши - еся епархиальной властью к ставленникам в цер - ковно - и священнослужители в первой четверти XIX века : ревизские сказки содержат сведения о получении молодыми клириками специаль - ного образования в Сумском и Рождественском приходских училищах , чтобы поступить на же - лаемые места . Фиксируются единичные случаи перехода причетников в податное крестьянское
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz